Елена Сенькина
Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я воспитатель разновозрастной группы. В нашем коллективе дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Дети старшей группы любят словесные игры. Их привлекает игровая ситуация, желание повеселиться, посмеяться, показать свои умения и быть в играх победителем.
Обидно становится за ребенка, который отказывается участвовать в словесных играх. Он боится не выполнить задание, стесняется и говорит: «Не умею, не хочу, не буду».
Публикация «Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Я проследила, какое влияние оказывает систематическое проведение этих игр.
Дети учатся находить нужное слово, делать умозаключения, вспоминать, догадываться. Они должны помнить и выполнять правила игры, уметь играть в коллективе.
Совместная игра создает общие переживания, объединяет детей. Задача воспитателя – научить ребят играть в свободное время в группе, на прогулке и дома.
Если игры интересны, посильны и, что особенно важно, их организация не требует особых сложностей, дети будут играть в них самостоятельно.
Игры, которые я предлагаю, доступны детям. Играть в них можно всей группой, маленькой группкой и с одним ребенком.
Когда играю со всей группой, содержание игры, ее правила рассказываю сразу всем детям. В игру «Летает - не летает», игру забаву «И мы», «Запрещенные движения» и другие играют все дети.
Ну, а если игра состоит из разговора, ведущего с одним ребенком, например «Черное и белое»? это тоже интересно для всех, каждый про себя ищет нужное слово, переживает, подсказывает, смеется.
Хорошо играть с маленькими группами, 6-7 ребят лучше понимают правила, меньше теряются, чувствуют себя спокойнее.
Играя с ребенком, воспитатель развивает быстроту реакции на слово, обогащает понятиями, приводит в систему его знания, например о том, где что растет, кто как передвигается. Это поможет ребенку чувствовать себя в коллективе увереннее.
Начиная играть с детьми, я учитываю их подготовку, например в игре «Кто как передвигается» ребенок должен находить нужное определение : жук ползет, голубь летает.
Пришли на участок для прогулки. Я загадала цветок – середина желтая, лепестки белые. «Кто отгадает?». Иногда я предлагаю детям поиграть в игру «Кого я загадаю». По описанию костюма одного из ребят дети угадывают.
Длительность игр разная, в зависимости и от того, в какое время дня они проводятся.
В словесных играх можно применять, игрушки, предметы. Интересны игры с мячом : «Наоборот», «Где что растет»,- но тут я учитываю, что ребенку дается двойная нагрузка – и слово найти, и мяч поймать. Поэтому мяч ввожу в игру не с первого раза.
Игра «Бывает – не бывает».сначала задаем легкие вопросы. «Кошка бегала по улице и громко кукарекала – бывает так или не бывает?»- обращаюсь к ребенку. «Не бывает,- смеясь отвечает он. - Кошка мяукает».
С каждым разом вопросы усложняются: «Коля повернул выключатель, и полилась вода», «Вова обул лыжи и поехал кататься на каток» ; «Лена купила в аптеке пальто», «Вика села на табурет и откинулась на спинку».
Для заинтересованности игрой необходимо задавать и правильные вопросы и не правильные вопросы.
Игра «Запрещенное движение». Договорились, какое движение нельзя делать, например нельзя хлопать в ладоши. По сигналу ведущего: «Руки вверх, опустить, похлопали!»- те дети, которые делали не правильно, пропускают игру, или можно только отметить их ошибку, если это дети застенчивые или менее развитые.
Игра «Наоборот». С мячиком играют все дети, впоследствии дети сами играют самостоятельно. Задача – найти противоположное понятие: жарко- холодно, день- ночь, утро- вечер, большой- маленький и т. д.
«Земля, воздух, вода»- игра для старших. Дети должны уточнить, кто где живет. Перед игрой я спрашиваю примерно так: «Рыба может жить на земле?» (Ответ, что рыба живет в воде.) «А голубь живет в воде?»- «Нет, голубь живет на земле, в воздухе». «А кто живет на земле?»- «Медведь, заяц».детей делю на команды, и каждой по очереди задаю вопрос. Выигрывают те, которые быстрее отвечают и меньше ошибаются.
Игра «Кто знает, тот дальше считает» ведется в быстром темпе: «шесть-семь», «три- четыре» и т. д.
К таким же играм относятся «Соседи» («Назови соседей числа четыре», «Братья» («Назови старшего брата числа пять. А меньшего брата?»)
В игру «Закончи слово» хорошо играть с мячом. Я бросаю мяч и называю первую половину слова, а поймавший называет вторую половину слова («Ра - ма, па - па, Ма - ша).
В игру «Летает не летает» интересно играть всей группой. Дети и воспитатель хлопают по колену. Я говорю: «Голубь летает?» и поднимаю руки. «Летает»,- отвечают дети и поднимают руки. «Синица летает?»- «Летает»,-отвечают дети. Так несколько раз, а потом вдруг: «Корова летает?»- и поднимаю руки. Вот здесь-то и нужен самоконтроль: воспитательница подняла руки, а мне поднимать?
«И мы тоже»- веселая игра, требующая внимания. Воспитатель рассказывает, а дети говорят : «И мы тоже». Если же они не могут этого сделать, молчат. Пример: «Я пошла гулять»,- «И мы тоже»,- «И увидела петуха»,- «И мы тоже»,- «Он захлопал крыльями и на крышу взлетел». Здесь дети должны молчать, а тот кто не вникал в слова, при полной тишине говорит: «И мы тоже». Раздается общий смех.
Игра «Кого я загадаю». Загадала про мальчика. На нем рубашка красная в синюю клеточку,носочки и синие штанишки. «Раз, два, три, четыре, пять, кто же будет отвечать?». Ребенок о котором шла речь, должен поднять руки. Интересно, что, чаще всего дети не смотрят на свой костюм. Тот, кто первый отгадал, загадывает.
Вариантов этой игры много : «Что я загадала из предметов, стоящих на столе?», «Что загадала в нашей группе». Можно загадать ребенка по характеру, по конкретным поступкам (положительным).
Предложенные игры - для детей старшей группы, но в них со временем включаются дети среднего возраста.