Марина Ушакова
Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Способность к творческой деятельности проявляется уже у детей дошкольного возраста. Творческую деятельность дошкольников можно рассматривать как особую форму качественного перехода от известного к новому неизвестному содержанию. У детей дошкольного возраста этот переход осуществляется в процессе организации разнообразных форм элементарной исследовательской деятельности. Через разрешение проблемных ситуаций, которые являются центром, ядром исследовательской деятельности, дети познают связи и зависимости, которые существуют в окружающей действительности.
Публикация «Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.
В дошкольном учреждении элементарная исследовательская деятельность может быть организована в разных формах : дидактические игры; эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач; разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов; использование моделей и деятельности моделирования; опытническая деятельность, эксперименты.
В данном выступлении будет рассмотрена одна из форм организации элементарной исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста – экспериментирование.
2. Структура занятия – экспериментирования
Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
Наблюдение результатов эксперимента.
Фиксирование результатов эксперимента.
Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)
___
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М. - ТЦ Сфера, 2004.
3. Постановка проблемной задачи
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.
Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.
Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.
___
Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. М. :АРКТИ, 2005. 248 с. (Развитие и воспитание).
4. Фиксация результатов эксперимента.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Классификация способов фиксации:
Календари погоды, природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
Сравнение с уже известными детям объектами.
Классификация.
Изучение взаимообратных процессов.
Включение в сюжетно-ролевые игры.
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
Объемные изображения или игрушки.
Отдельные буквы и слова.
Натуральные объекты.
Циферблаты.
Записи звуков.
Зарисовка объекта, схематическая зарисовка.
Использование условных знаков.
Обведение объектов.
Регистрация линейных размеров.
Координатные сетки.
Планы-схемы.
Подсчет количества объектов.
Рисунки-прогнозы.
Фотографирование.
5. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Направления экспериментальной деятельности № п\п Тема Задачи
Экспериментирование с песком, глиной. 1 Песок, глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины.
2 Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться.
Экспериментирование с водой. 1 У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
2 С водой и без воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Экспериментирование с воздухом. 1 Этот удивительный воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
2 Парусные гонки. Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
3 Вдох – выдох. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4 Сухой из воды. Помочь определить, что воздух занимает место.
Наблюдение за жизнью растений. 1 Нужен ли корешкам воздух? Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
2 Земля – наша кормилица. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.
3 Земля – наша кормилица. Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
4 Что выделяет растение? Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
5 Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
6 Почему цветы осенью вянут? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Наблюдение за жизнью животных. 1 Могут ли животные жить в земле? Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Человек. 1 Проверим слух. Показать, как человек слышит звук.
2 Наши помощники – глаза. Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
3 Как устроена дыхательная система человека? Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
4 Зачем человеку глаза? Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.
5 Есть ли у глаз помощники? Помочь определить помощников глаз.
6 Что я вижу одним глазом? Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
7 Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
8 Определение пищи на вкус. Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).
9 Большой – маленький. Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
Экспериментирование с предметами. 1 Как действуют магниты на предметы. Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
2 Мир бумаги. Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
3 Мир ткани. Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
4 Наряды куклы Тани. Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
5 Легкая пластмасса. Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы.
6 Как достать скрепку из воды, не замочив рук. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
7 Представления о полюсах магнита. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
8 Путешествие в мир стеклянных вещей. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
9 Меня зовут Стеклянчик. Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
10 Термометр. Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.
11 Опыт с металлом и пластмассой.
Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
12 Как поднять единицу? Познакомить с понятием оптики, с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части.
13 Испытание магнита. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
14 Разные отражения. Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.
15 Удивительные плоды. Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.
Таким образом, с помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
6. Литература.
1. Дошкольная педагогика : журн. – 2007 (декабрь).
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004
4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5. Ильина Ж. С чего начинается хвост. // Обруч. – 2003.
6. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
7. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2010. – 333с.
8. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду, сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Акцидент, 1997 г.
9. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М. :Линка-Пресс,1997 .
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Шапиро А. Научные забавы. // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).