абрамова ольга
Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память, возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения. Ребенка побуждает к игре любопытство и потребность активно действовать. Игра обогащает маленького человека знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Именно игра дает ему возможность научиться тому, как надо учиться.
Публикация «Методические рекомендации по организации игровой деятельности, Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
Детские игры отличаются большим разнообразием: творческие, игры-
драматизации, строительные, подвижные, дидактические. Под дидактической
игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать
детям определенные знания и навыки. Дидактические игры – это игры,
предназначенные для обучения. Цель этих игр – учить детей, тренировать и
развивать их умственные способности и прививать им положительные черты
характера. В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс
определяют сами участники, дидактические игры дети получают уже
готовыми. Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания
сочетаются с деятельностью, наиболее естественной и подходящей для детей,
они являются эффективным средством обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Содержание дидактических игр – это всегда
осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил
способствует воспитанию мышления, воображения, памяти и пр.
Дидактические игры можно широко использовать в дошкольном обучении.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется
в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным
материалом; настольно-печатные и словесные. Если творческим играм в
режиме дня выделяется особое время, то словесные дидактические игры
используют в рамках остальной деятельности в течение дня. Для игры
отводится время до завтрака и после него, после НОД, на прогулке (дневной
3
и вечерней, вечером до ухода домой. Поскольку дидактическая игра
помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала,
она становится очень целесообразным дополнением, а также и специальным
видом НОД детей в детском саду, словесные игры можно включать во все
режимные моменты.
Словесная игра как любая дидактическая имеет определенную
структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура
такой игры включает : задачу, действие, правило, результат или заключение
игры.
Задача в игре составляет учебное содержание игры. Она возбуждает
интерес детей, активизирует их внимание и обогащает новыми знаниями,
которые нужны для их дальнейшего развития. Задача в игре всегда выражает
причину, по которой собственно составлена игра. Выполняя задачу в игре,
ребенок активизирует свое мышление, упражняет память, наблюдательность.
Например, в словесной игре для старших дошкольников «Что за птица?»
задача – закрепление знаний о птицах. Очень интенсивной умственной
деятельности требует от детей, например, игра «А что, если бы?.», в которой
ставится задача быстро отвечать на различные вопросы. Играя, дети решают
эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными
игровыми действиями.
Игра невозможна без игровых действий. Они составляют основу
дидактических игр. Без действия в игре мы вообще не могли бы говорить об
игре. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре.
Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их
эмоциональное отношение к игре. В дидактической игре деятельность
направлена на выполнение конкретной учебной цели, сформулированной в
задаче игры. Ввиду этого деятельность в дидактической игре имеет особую
функцию и значение.
Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря
которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-
4
образовательным процессом. Правила подчиняются задаче игры. Они
раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была
направлена на выполнение задачи в игре. Поэтому деятельность в словесной
дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как
ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен
делать. Правило, следовательно, выступает в игре как организующий фактор.
В игре «Кто больше назовет предметов?» ставится задача учить
классифицировать предметы по месту их производства. Здесь деятельность
определяется следующими правилами: отвечать можно только после того,
как пойман мяч; назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. В этом
случае ясно выступает организующая функция правил. Без правил
деятельность развивалась бы стихийно, не способствовала выполнению
дидактической задачи, и игра утратила бы свою основную, характерную
черту.
В каждой словесной дидактической игре своя обучающая задача, что
отличает одну игру от другой. Так, игра «Что изменилось?» используется с
целью упражнений в запоминании; «Магазин игрушек» - для развития
мышления и речи; «Отгадай, что задумали» - для развития
наблюдательности, внимания.
Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в
игре, делать игру занимательной, напряженной. Правила игры предписывают
не только то, что дети должны выполнить, но также и то, чего дети не
должны делать. Это требует от них определенной степени
дисциплинированности и волевого усилия.
В играх старших дошкольников из-за более сложной задачи и
трудной деятельности вытекает и большая сложность правил и большее их
количество. Они могут запомнить несколько правил, понять их
взаимозависимость и действовать соответственно им. Правила словесных игр
для старших детей основываются на их большей умственной зрелости и на
большей возможности воздействовать на них словом. Дети ориентируются не
5
столько на конкретную деятельность, сколько на прямое выполнение
дидактической задачи. Например, в игре «Скажи наоборот» одно правило
связано с деятельностью : ребенок должен поймать мяч, который
воспитательница ему бросает; а другое направлено непосредственно на
выполнение дидактической задачи : поймав мяч, ребенок должен сказать
слово, противоположное тому, которое сказала воспитательница, например,
долгий – короткий, большой – маленький, широкий – узкий, высокий –
низкий. Дети очень хорошо понимают значение правил в играх, считаются с
ними и очень четко следят за их выполнением. Каждая дидактическая игра
имеет определенный конец. Результат игры – это решение задачи и
выполнение правил. Результат, заключение игры нужно оценивать с двух
точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения воспитателя. Если мы
оцениваем результат с точки зрения детей, то мы учитываем, какое
моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Для воспитателя
при суждении о дидактической игре важно : выполнена ли задача,
осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны
определенные результаты. Если сопоставить обе эти точки зрения, то можно
сделать вывод, что правильной и, с точки зрения результатов, хорошей
нужно считать ту игру, которая возбуждает интерес детей и побуждает их к
осуществлению деятельности, с одной стороны, с другой же стороны, в
полном объеме выполняет предписанную дидактическую задачу. В конце
некоторых словесных дидактических игр нужно наградить ее участников,
которые лучше и быстрее выполняли правила или предписанную
деятельность. При этом нужно следить, чтобы награда за выполненные
действия (похвала, какие-то вещественные награды) выступала в игре только
как побуждающий фактор для более интенсивной и точной деятельности, но
ни в коем случае не была бы решающим моментом, из-за которого дети
выполняют действия в игре.
6
Словесные игры дают возможность систематических упражнений,
необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного
внимания и памяти, разнообразных движений.
Для выбора словесной дидактической игры необходимо знать уровень
подготовленности воспитанников, т. к. в играх они должны оперировать уже
имеющимися знаниями и представлениями.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, т. к. здесь требуется использование приобретенных
ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны
самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать
предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию;
находить признаки сходства и различия, группировать предметы по
различным свойствам, признакам; находить алогизмы в суждениях и др. В
старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно
формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в
целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в
решении задач. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей
старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подготовке ребят к
обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро
находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко
формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с
поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают
желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления
протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает
легко, не замечая, что его учат.
Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в
жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям,
дети старшего дошкольного возраста приобретают в меру своих
возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны
7
составить основу последующего умственного развития и помочь им при
обучении в школе. С развитием логического мышления развивается
способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие
в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из
них. Детям этой возрастной группы свойственны большая любознательность,
наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному.
Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его
конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам – вот далеко
неполный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого
возраста. Мышление детей 5-6 лет еще наглядно-образное, но появляются
элементы словесно-логического мышления. Также происходит
формирование образно-схематического мышления, совершенствование и
развитие мыслительных операций: анализ, cинтез, сравнение, обобщение,
классификация, сериация. Развитие мыслительных операций является
важным условием развития таких интеллектуальных способностей, как
скорость и гибкость мышления; способность к варьированию способов
решения задания, к оригинальности идей. На фоне формирования
особенностей мышления возрастает умственная активность детей, что
проявляется в вопросах, количество которых в этот период значительно
увеличивается. Главное в умственной деятельности становится стремление
узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы
соревнования.
Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с
образующимися представлениями создают возможность думать не только о
непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих.
Ребенок в этом возрасте при рассматривании картин, слушании рассказов,
сказок, в различных видах деятельности может выделять более или менее
существенные признаки объектов, обобщать, относить предметы к
определенным категориям, классифицировать. В пределах имеющегося
опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и
8
явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от
частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно
раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи
явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их
в зависимости от глубины знаний о предметах.
Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей,
условно разделены на 4 группы. В каждой группе определены общие
мыслительные задачи. Как отобрать словесную игру для решения той или
другой задачи?
В первую группу входят игры, с помощью которых формируют
умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений:
«Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет». Дети
старшей возрастной группы могут выделять в предмете существенные
признаки, описывать его. Игры эти постепенно усложняются. Сначала
описываются предметы, находящиеся в комнате, затем то, что видели на
улице, потом животные, которые живут в лесу, растения сада, леса. Если
дети достаточно практиковались в этих играх, в старшей группе можно
усложнить их: загадывать хорошо знакомых им героев литературных
произведений. Один ребенок дает краткую характеристику персонажа, по
которой остальные узнают его. Вначале дети описывают внешность
персонажа, вопросы воспитателя помогают представить его моральный
облик: о дяде Степе говорят не только как об очень высоком, но и как о
смелом и добром человеке; неизвестного героя из стихотворения
С. Я. Маршака описывают как «самого – самого смелого и самого – самого
скромного». Так игра заставляет ребят задуматься над знакомыми
произведениями, глубже понять их. В некоторых играх труднее отгадать
загадку, чем загадать ее.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей
умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные
умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше назовет небылиц?».
9
В третьей группе объединены игры, с помощью которых развивается
умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:
«Кому что нужно», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В четвертую группу выделены игры на развитие внимания,
сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Белого и черного
не называть». Так, например, известно, что сравнивать предметы детям легче,
чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры на сравнение предметов
предлагаются раньше, чем на классификацию и обобщение. И внутри групп
игры расположены по степени трудности игровых задач.
При проведении словесных игр со старшими дошкольниками
меняется и роль воспитателя. Он больше советует, помогает, поощряет
находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми
застенчивыми, медлительными, менее сообразительными. Детям
предоставляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры,
но и в творческом решении ее задач.
Включая словесные игры в педагогический процесс, воспитатель
отбирает те из них, которые доступны детям его группы, соответствуют их
возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача,
заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей
интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Словесные дидактические игры будут эффективным методом воспитания и
обучения лишь в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, с
постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий.
Чтобы успешно проводить всю воспитательную работу, надо хорошо
знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических
играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как
положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие,
так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры
воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают,
10
действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне,
замкнуто. Бывает и так, что ребенок много знает, но не проявляет смекалки,
находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается
быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить
индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети
любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они
боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность
в себе преодолеваются в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно
дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно
за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и
постепенно помогают им преодолеть стеснительность. Посредством этих же
игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих
воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические
правила игры, но и правила общения. Эти правила не заучиваются с детьми
специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий
для их усвоения.
Сущность словесных дидактических игр заключается в том, что они
позволяют решать мыслительные задачи в игровой форме. То, что ребенок
воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную
активность. В игре у ребенка обостряется наблюдательность,
концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится
более прочным. В словесных дидактических играх упражняется воля детей,
накапливается чувственный опыт, осуществляются эстетическое воспитание
и физическое развитие. Эти игры несут в себе познавательный потенциал,
формируют у детей коммуникативные навыки, способствуют всестороннему
развитию дошкольника. Играя с детьми, организуя и направляя игру, мы
помогаем раскрыться его природным способностям. Создавая новые более
сложные ситуации, мы продвигаем развитие ребенка вперед.
Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в играх
свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. Дети 5-
11
6 лет и знают больше, и пользуются своими знаниями более сознательно.
Словесные дидактические игры как своеобразное средство обучения,
отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного
воспитания. Первые словесные игры были созданы народной педагогикой.
До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры : «Фанты»,
«Краски», «Что летает?». В них много веселых шуток, юмора, и в то же
время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования
в сообразительности, внимании.
Словесные дидактические игры опираются на знания, уже имеющиеся
у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и
представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным
разделам программы. Например, в игре «Назови 3 предмета» приходится
вспоминать животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель,
посуду. В игре «Узнай по голосу» каждый ребенок изображает какое-то
животное.
Словесные игры помогают воспитанию у детей правильных
представлений о различных предметах и явлениях, гуманных чувств,
интереса и уважения к труду, дружелюбного отношения к людям, доброго
отношения к животным и т. д. Иногда в игры вводится образ, например,
загадки загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж. То, что
игровую задачу перед детьми ставит не воспитатель, а кукла, очень
повышает умственную активность детей. Ее появление всегда вызывает
радость, ожидание чего-то нового, интересного. Кукла проводит игры, может
быть, и ранее известные детям, например, «Что изменилось?», но эти игры
приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать
воображение.
Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения,
умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по
признакам. Самые простые загадки – определение знакомого предмет на
ощупь («Чудесный мешочек», «Волшебная муфта», отгадывание действий
12
(народная игра «Где вы были, что вы делали?», «Угадай, что делает
Петрушка»).
Словесные игры наиболее сложны среди дидактических игр. Они не
связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны
оперировать представлениями. Они имеют большое значение для развития
мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные
суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения
других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся
преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей,
так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать,
быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко
формулировать свои мысли, применять знания.
Словесные игры могут быть разнообразными: они могут скрасить
досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных
условий, оснащения, никакого оборудования («Кто летает, бегает, прыгает»,
«В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). В практике могут быть
использованы самые различные игры. Например, в игре «Закончи
предложение» воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать
конец: «Белка запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому
что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.».
Или «Лимон желтый, а огурец…», «Ромашка белая, а василек…».
Интересными являются игры в загадки-описания. Они упражняют детей в
умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами,
воспитывают внимание. Например, воспитатель говорит: «Я загадала плод:
круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям
придумать загадки. Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?», «Что
бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Животное домашнее или дикое?»,
«Летает - не летает». Во всех случаях словесные игры помогут закрепить
знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.