Папки-передвижки

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Светлана Владимирцева
Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Публикация «Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности. Именно в ней формируется произвольное поведение ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.

Роль игры в формировании у детей положительных качеств определяется многими объективными и субъективными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то приобретениях. В наибольшей мере это относится к сфере чувств. Эмоции, проявляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утрачивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим.

Фундамент теории игры в отечественной педагогике заложили исследования А. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др.

Понимание игры как деятельности, определенной социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен, Е. Петровой (Болгария, А. Валлона (Франция) и др.

О социальном развитии дошкольников в игре говорят результаты исследований М. М. Стрекаловской, Ю. Н. Косенко, Н. П. Дубриковой, О. Л. Ведьмедь и многих других. Большой вклад в развитие теории игры внесли С. Л. Новоселова, Р. С. Буре, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко, В. Я. Воронова и др.

Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. Игра – это «самоценная форма активности» ребенка дошкольного возраста (В. А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О. М. Дьяченко, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т. И. Бабаева, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков).

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные игры могут помочь сформировать у детей :

- коммуникативные способности и качества;

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное отношение к другим людям;

- умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

Для развития навыков общения детей со сверстниками, О. В. Хухлаева рекомендует использовать следующие игры и упражнения :

- игры на формирование внимания к сверстнику. В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников;

- игры на согласование движений. Правила этих игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность, направляет внимание на другого, способствует сплоченности действий и возникновению чувства общности;

- игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям;

- игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам, должно иметь исключительно положительный характер. Задача: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплимент, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

По мнению Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой, главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение, по мнению авторов, порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Исходя из этих положений, авторы разработали программу, включающую систему игр для детей 4-6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые авторами игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа, разработанная Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой, состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

- основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации;

- на втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников;

- на третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним;

- четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников;

- на пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях;

- на шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.);

- на седьмом этапе проводятся игры, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

На наш взгляд, формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших компонентов в структуре процесса воспитания гуманных чувств.

В основу нашей опытно-практической работы нами положены следующие принципы:

1) учета возрастных особенностей старших дошкольников :

- у детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

- к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами;

2) комплексного подхода к воспитанию гуманных чувств;

3) при работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическими. Особое внимание уделялось нами:

- словесным и бессловесным играм;

- подвижным играм;

- проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

4) сочетания различных форм организации деятельности : регламентированная – занятия, совместная – воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей;

5) игровой – соответствует возрастным психологическим особенностям детей.

С сентября по декабрь проходила апробация игр в работе с детьми старшей группы. Игры включались в такие режимные моменты, как прием детей; индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия; прогулки и др.

В своей работе все игры мы условно разделили на три блока:

1. игры и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержке участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценке;

2. игры, направленные на вербальное выражение своего отношения к сверстнику;

3. игры, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Вначале мы использовали бессловесные игры и упражнения. Данные игры были направлены на согласованность действий, переживание общих эмоций, взаимопомощь в игре, проявления сопереживания и сорадования, создание в группе благоприятного климата, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. В игру приглашали только желающих. В случае если дети не присоединялись, мы не настаивали, но стремились ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. При проведении всех игр мы старались поддерживать каждого ребенка. Застенчивых или часто конфликтующих детей мы вводили в игру через собственное общение с ними. Начиная игру, брали такого ребенка себе в пару и лишь после того, как ребенок принимал воображаемую ситуацию, переключали его на игру с другими детьми. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимали с детей напряженность, замкнутость, страх, что другие могут обидеть, обозвать. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника давали детям ощущения тепла, безопасности и общности с другими, ослабляли защитные барьеры, направляли внимание ребенка на другого. Постепенно дети сами присоединялись к общей игре. Многократное повторение одних и тех же игр являлось важным условием их развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинали лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.

Только после того как в группе стала преобладать дружелюбная и спокойная атмосфера, мы перешли к играм, направленным на словесное выражение своего отношения к другому. На данном этапе нашей работы мы ставили цель – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Такая совместная деятельность способствовала развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Данные игры способствовали развитию эмоций и чувств у детей. Через игры ребенок учился понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позы. Так у дошкольника проявляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. В результате чего решается задача воспитания гуманных чувств.

Проведенная работа дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания, климат в группе заметно улучшился.

Список литературы

1. Арсеньева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсеньева. – Форум, 2009. – 144с.

2. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 13.

3. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога [Текст] / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 9.

4. Буре, Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М. : Просвещение, 2005. – 141с.

5. Буре, Р. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Буре // Ребенок в детском саду. – 2006. - №5. – С. 30.

6. Гришина, Г. Н. Игры для детей на все времена [Текст] / Г. Н. Гришина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

7. Зазульская, О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками [Текст] / О. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. - №1. – С. 54.

8. Иванова, Н. В. Игровое обучение детей 5-7 лет [Текст] / Н. В. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Изд. Центр «Академия», 2001. -176с.

10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений / C. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 432с.

Публикации по теме:

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы. «Коммуникативные игры для старшего дошкольного возраста». Работая в течение многих лет с детьми дошкольного возраста,.

«Путешествие по стране органов чувств». НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране органов чувств". Занятие для детей старшего дошкольного возраста Цель Расширить знания детей об органах.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Название игры: Ковер мира Цель игры: учить детей стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Побуждать.

Коммуникативные игры для развития навыков общения детей дошкольного возраста «Пожелания» Цель: воспитывать интерес партнера по общению. Материал: «палочка пожеланий» Ход: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?.

Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста Выявление понимания и употребления существительных. Задание 1. Установить, понимание и употребление бытовой лексики ребенком. Кукла - это.

Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через вовлечение родителей в проектную деятельность ДОО Эффективность инновационного педагогического опыта заключается в решении проблем нравственно-патриотического воспитания. В своей практике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 09:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимирцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД