Светлана Владимирцева
Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Публикация «Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности. Именно в ней формируется произвольное поведение ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.
Роль игры в формировании у детей положительных качеств определяется многими объективными и субъективными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то приобретениях. В наибольшей мере это относится к сфере чувств. Эмоции, проявляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утрачивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим.
Фундамент теории игры в отечественной педагогике заложили исследования А. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др.
Понимание игры как деятельности, определенной социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен, Е. Петровой (Болгария, А. Валлона (Франция) и др.
О социальном развитии дошкольников в игре говорят результаты исследований М. М. Стрекаловской, Ю. Н. Косенко, Н. П. Дубриковой, О. Л. Ведьмедь и многих других. Большой вклад в развитие теории игры внесли С. Л. Новоселова, Р. С. Буре, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко, В. Я. Воронова и др.
Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. Игра – это «самоценная форма активности» ребенка дошкольного возраста (В. А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О. М. Дьяченко, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т. И. Бабаева, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков).
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные игры могут помочь сформировать у детей :
- коммуникативные способности и качества;
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим людям;
- умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Для развития навыков общения детей со сверстниками, О. В. Хухлаева рекомендует использовать следующие игры и упражнения :
- игры на формирование внимания к сверстнику. В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников;
- игры на согласование движений. Правила этих игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность, направляет внимание на другого, способствует сплоченности действий и возникновению чувства общности;
- игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям;
- игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам, должно иметь исключительно положительный характер. Задача: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплимент, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
По мнению Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой, главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение, по мнению авторов, порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Исходя из этих положений, авторы разработали программу, включающую систему игр для детей 4-6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые авторами игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Программа, разработанная Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой, состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:
- основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации;
- на втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников;
- на третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним;
- четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников;
- на пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях;
- на шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.);
- на седьмом этапе проводятся игры, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
На наш взгляд, формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших компонентов в структуре процесса воспитания гуманных чувств.
В основу нашей опытно-практической работы нами положены следующие принципы:
1) учета возрастных особенностей старших дошкольников :
- у детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
- к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами;
2) комплексного подхода к воспитанию гуманных чувств;
3) при работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическими. Особое внимание уделялось нами:
- словесным и бессловесным играм;
- подвижным играм;
- проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
4) сочетания различных форм организации деятельности : регламентированная – занятия, совместная – воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей;
5) игровой – соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
С сентября по декабрь проходила апробация игр в работе с детьми старшей группы. Игры включались в такие режимные моменты, как прием детей; индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия; прогулки и др.
В своей работе все игры мы условно разделили на три блока:
1. игры и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержке участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценке;
2. игры, направленные на вербальное выражение своего отношения к сверстнику;
3. игры, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Вначале мы использовали бессловесные игры и упражнения. Данные игры были направлены на согласованность действий, переживание общих эмоций, взаимопомощь в игре, проявления сопереживания и сорадования, создание в группе благоприятного климата, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. В игру приглашали только желающих. В случае если дети не присоединялись, мы не настаивали, но стремились ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. При проведении всех игр мы старались поддерживать каждого ребенка. Застенчивых или часто конфликтующих детей мы вводили в игру через собственное общение с ними. Начиная игру, брали такого ребенка себе в пару и лишь после того, как ребенок принимал воображаемую ситуацию, переключали его на игру с другими детьми. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимали с детей напряженность, замкнутость, страх, что другие могут обидеть, обозвать. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника давали детям ощущения тепла, безопасности и общности с другими, ослабляли защитные барьеры, направляли внимание ребенка на другого. Постепенно дети сами присоединялись к общей игре. Многократное повторение одних и тех же игр являлось важным условием их развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинали лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.
Только после того как в группе стала преобладать дружелюбная и спокойная атмосфера, мы перешли к играм, направленным на словесное выражение своего отношения к другому. На данном этапе нашей работы мы ставили цель – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Такая совместная деятельность способствовала развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Данные игры способствовали развитию эмоций и чувств у детей. Через игры ребенок учился понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позы. Так у дошкольника проявляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. В результате чего решается задача воспитания гуманных чувств.
Проведенная работа дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания, климат в группе заметно улучшился.
Список литературы
1. Арсеньева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсеньева. – Форум, 2009. – 144с.
2. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 13.
3. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога [Текст] / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 9.
4. Буре, Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М. : Просвещение, 2005. – 141с.
5. Буре, Р. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Буре // Ребенок в детском саду. – 2006. - №5. – С. 30.
6. Гришина, Г. Н. Игры для детей на все времена [Текст] / Г. Н. Гришина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
7. Зазульская, О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками [Текст] / О. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. - №1. – С. 54.
8. Иванова, Н. В. Игровое обучение детей 5-7 лет [Текст] / Н. В. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Изд. Центр «Академия», 2001. -176с.
10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений / C. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 432с.