Приложение МААМ

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста

любовь марилова
Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами.

Г. Н. Пантелеев

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Закрепление эталонов в детском творчестве представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Публикация «Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детский дизайн, ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяются следующие типы детского дизайна : плоскостной (аппликативно-графический, объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный).

По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это:

-оригинальность и неповторимость творческого продукта;

-знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

-совместно раздельный характер исполнения замысла;

-предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

-использование аналогичных материалов и техник;

-общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

-самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

В процессе обучения детей элементам дизайна необходимо знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

Можно использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами».

При организации работы с детьми учитываются следующие принципы:

1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.

2. Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.

5. Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.

Формы работы с родителями:

- специальные консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки»

- видео- ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская»

- презентации «Оригами», «Расписные игрушки», «Подарки осени», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза», «Мукосолька»

- конкурсы семейного творчества

- Дни открытых дверей

Планирование работы с детьми

Тема и количество занятий Организованные занятия Ожидаемые результаты (Образовательные задачи) В результате занятия дети могут Содержание

Кто такой Художник- дизайнер 5 занятий Ознакомительная беседа о творчестве дизайнера, его значении для людей «Настроение осени» Акварель «Осенний пейзаж» Коллаж «Времена года» коллаж «Осенняя сказка» Составление интерьерной композиции. Знакомство с основами флористики

Иметь представление о дизайне как искусстве. Понимать значение дизайна в жизни человека. Давать эстетическую оценку окружающей предметной среде. Эмоционально откликаться на красоту природы, отражать впечатления в своих работах. Знакомство с понятиями Художник, Дизайнер. К каждому рукотворному предмету прикасалась его рука. Художник придумывает удобную вещам, украшает наш мир: улицы, дома, одежду, предметы быта – все, что нас окружает.

Наши книжки 4 занятия Рисование штрихом по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок» «Пушистые звери». Иллюстрации к стихам А. Барто «Игрушки». Рисование штрихом. Составление книжки. «Домашние животные» Книжка- игрушка для малышей

Объемная аппликация. Понимать роль художника в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. Развивать интерес к книгам. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, с процессом и последовательностью его работы над иллюстрацией. Зависимость особенностей оформления от назначения книги (сборник рассказов, книжка- игрушка для самых маленьких и т. д.) Книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;

Твои игрушки 5 занятий

Матрешка. История русской игрушки. Рисование на картонной форме. Гуашь. «Зайцы, коты и другие звери» Игрушки из картонного цилиндра. Мех, нитки, цв бумага. «Кто спрятался в бутылке?» Игрушки из бутылочек от йогурта. Мех, нитки, цв бумага. «Чубрик и компания» Игрушки из пробки. Знакомство с техникой работы с проволокой. «Акань» Знакомство с народной коми игрушкой Изготовление куклы- скрутки из ткани - Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Создавать выразительную форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ - характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.

О чем расскажет костюм 4 занятия О чем расскажет костюм «В такой одежде ходили прежде» Знакомство с историей русского костюма, создание эскиза народного костюма. Аппликация. «Валенки да варежки» Коми орнамент. Рисование нитками «Платье для праздника» Объемная модель из мятой бумаги. «Значок и брошка». Изготовление аксессуаров. Проявлять интерес к дизайну одежды. Иметь представления об элементах костюма; Видеть конструкцию одежды и анализировать ее с учетом практического назначения. Создавать элементы различной одежды в соответствии с ее назначением, используя различные художественные материалы. Стремиться познавать культуру своего народа через знакомство с народным костюмом. Развивать эстетический вкус, аккуратность в одежде Значение одежды в жизни людей. Мода и стиль. Знакомство с русским народным костюмом. Обогащение и активизация словаря по теме «Элементы костюма»

Новогодние хлопоты 5 занятий Новогодние хлопоты. «Метелица» Панно Декоративное вырезывание из бумаги «Окошко» Новогодняя открытка «Лошадка» Новогодняя открытка с объемными элементами. «Новогодние шары» Роспись виниловых дисков для оформления музыкального зала «Снеговики» Игрушки для оформления новогоднего праздника. Материал – на выбор ребенка

Создавать открытки к празднику, используя технику по выбору (работа в технике граттажа, объемной аппликации или в смешанной технике). Закрепить навыки декоративного вырезывания. Выбирать самостоятельно материал для создания выразительного образа, полученные ранее умения использовать в работе с новым материалом. Проявлять доброе отношение и желание сделать приятное близким Знакомство с историей новогоднего праздника, с традициями встречи нового года в России и в разных странах. Художественная открытка. История елочной игрушки.

. Искусство на улицах города 4 занятия Коттедж для кукол» Изготовление домиков из пакетов от сока «Витрины магазинов». Коллаж+ конструирование. Изготовление игры «Подбери вывеску» «Парк аттракционов» Изготовление двигающихся моделей аттракционов «Парк аттракционов» Сборка макета парка Коллективная работа Что такое интерьер «Музыка стен» Обои в твоем доме. Рисование эскизов обоев для разных по назначению комнат «Моя комната» Что такое интерьер? Создаем дизайн- проект своей комнаты. «Окно» Коллаж с использованием журнальной бумаги и тканей «Кукольный дом» Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника в создании облика города. Создавать макет дома из картонной коробки. Передавая функциональность и назначение здания. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать творческий проект оформления витрины магазина, используя журнальную бумагу. Создавать из детских работ коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Какой облик будут иметь дома, придумывает художник- архитектор. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры

Что такое интерьер 5 занятия Создаем интерьер из коробок, обоев и ткани. «Кукольный дом» Мебелируем и декорируем. Мебе ль из спичечных коробок и пластиковых трубочек Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор и мебели. Обогащать творческий опыт ти художественно- практические навыки в создании интерьера комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Роль художника- дизайнера в создании интерьера. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет. Создание макета оформления окна. Создание объемного макета – кукольного интерьера с элементами декорирования и мебелью.

Интерьерные штучки 10 занятий «Шкатулка для мамы» Оформление картонной шкатулки в технике декупаж «Карандашница для папы» Декорирование ракушками

«Куклы – балеринки» Изготовление кукол на проволочном каркасе «Валентинки» Подвески из соленого теста «Домовенок».

Панно- коллаж с элементами из соленого теста. «Фоторамка» Изготовление рамки в технике аппликации «Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж.

«Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж Развивать художественный вкус, декорируя привычные предметы необычными материалами. Воспитывать желание радовать близких людей, делая полезные подарки Значение элементов декора в создании уютного интерьера

Откуда к нам пришла посуда 4 занятия Откуда пришла посуда История посуды Русская «Настроение праздника» Роспись тарелки. Гуашь, акрил. «Горшочек для цветов» Роспись и декорирование акриловыми красками. «Пасхальные яйца» Роспись и декорирование пластиковых яиц «Пасхальные композиции» Составление интерьерной композиции с использованием веток и бумажных цветов Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Овладевать навыками росписи посуды, ее декорированию в зависимости от назначения. История посуды, ее разнообразие. Роль художника в создании образа посуды. Связь формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

С чего начинается кукольный театр 5 занятий С чего начинается кукольный театр «Рисуем сказку» Рисование эскизов сказочных героев «Мы- художники- кукольники» Изготовление кукол для спектакля из пластиковых бутылок, пеноп- ластовых шаров. «Мы- художники- кукольники» Декорирование кукол, изготовление костюмов. Ткань, бусины, фольга и т. д. «Декораторы и бутафоры» Изготовление декораций и бутафории из бросового матер

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Литература:

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн (1 и 2 часть).- М. : «Скрипторий 2003», 2006.

2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб: Детство Пресс, 2004.

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., Линка-Пресс, 2007

4. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

5. Неменский Б. М «Искусство вокруг нас».-М. ,Просвещение,1998

6. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. М. ,- Карапуз, 2006 г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации прогулок-событий» Тематическая прогулка-событие с дошкольниками В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная.

Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД Многие задаются вопросом: «Как научить дошкольника правилам дорожного движения?» Как и все остальное, ребенок все схватывает в игровой ситуации.

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Разработала воспитатель.

Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста. Как организовать и провести шахматный (шашечный) турнир в условиях ДОУ. 1. Основные требования. Организация турнира начинается с подбора.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста 1. Введение. Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Современные дети живут в эпоху.

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 18:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем любовь марилова (УИ 87901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД