любовь марилова
Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами.
Г. Н. Пантелеев
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Закрепление эталонов в детском творчестве представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Публикация «Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский дизайн, ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяются следующие типы детского дизайна : плоскостной (аппликативно-графический, объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это:
-оригинальность и неповторимость творческого продукта;
-знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
-совместно раздельный характер исполнения замысла;
-предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
-использование аналогичных материалов и техник;
-общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;
-самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).
В процессе обучения детей элементам дизайна необходимо знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
Можно использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.
Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами».
При организации работы с детьми учитываются следующие принципы:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2. Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
5. Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
Формы работы с родителями:
- специальные консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки»
- видео- ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская»
- презентации «Оригами», «Расписные игрушки», «Подарки осени», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза», «Мукосолька»
- конкурсы семейного творчества
- Дни открытых дверей
Планирование работы с детьми
Тема и количество занятий Организованные занятия Ожидаемые результаты (Образовательные задачи) В результате занятия дети могут Содержание
Кто такой Художник- дизайнер 5 занятий Ознакомительная беседа о творчестве дизайнера, его значении для людей «Настроение осени» Акварель «Осенний пейзаж» Коллаж «Времена года» коллаж «Осенняя сказка» Составление интерьерной композиции. Знакомство с основами флористики
Иметь представление о дизайне как искусстве. Понимать значение дизайна в жизни человека. Давать эстетическую оценку окружающей предметной среде. Эмоционально откликаться на красоту природы, отражать впечатления в своих работах. Знакомство с понятиями Художник, Дизайнер. К каждому рукотворному предмету прикасалась его рука. Художник придумывает удобную вещам, украшает наш мир: улицы, дома, одежду, предметы быта – все, что нас окружает.
Наши книжки 4 занятия Рисование штрихом по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок» «Пушистые звери». Иллюстрации к стихам А. Барто «Игрушки». Рисование штрихом. Составление книжки. «Домашние животные» Книжка- игрушка для малышей
Объемная аппликация. Понимать роль художника в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. Развивать интерес к книгам. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, с процессом и последовательностью его работы над иллюстрацией. Зависимость особенностей оформления от назначения книги (сборник рассказов, книжка- игрушка для самых маленьких и т. д.) Книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
Твои игрушки 5 занятий
Матрешка. История русской игрушки. Рисование на картонной форме. Гуашь. «Зайцы, коты и другие звери» Игрушки из картонного цилиндра. Мех, нитки, цв бумага. «Кто спрятался в бутылке?» Игрушки из бутылочек от йогурта. Мех, нитки, цв бумага. «Чубрик и компания» Игрушки из пробки. Знакомство с техникой работы с проволокой. «Акань» Знакомство с народной коми игрушкой Изготовление куклы- скрутки из ткани - Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Создавать выразительную форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ - характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.
О чем расскажет костюм 4 занятия О чем расскажет костюм «В такой одежде ходили прежде» Знакомство с историей русского костюма, создание эскиза народного костюма. Аппликация. «Валенки да варежки» Коми орнамент. Рисование нитками «Платье для праздника» Объемная модель из мятой бумаги. «Значок и брошка». Изготовление аксессуаров. Проявлять интерес к дизайну одежды. Иметь представления об элементах костюма; Видеть конструкцию одежды и анализировать ее с учетом практического назначения. Создавать элементы различной одежды в соответствии с ее назначением, используя различные художественные материалы. Стремиться познавать культуру своего народа через знакомство с народным костюмом. Развивать эстетический вкус, аккуратность в одежде Значение одежды в жизни людей. Мода и стиль. Знакомство с русским народным костюмом. Обогащение и активизация словаря по теме «Элементы костюма»
Новогодние хлопоты 5 занятий Новогодние хлопоты. «Метелица» Панно Декоративное вырезывание из бумаги «Окошко» Новогодняя открытка «Лошадка» Новогодняя открытка с объемными элементами. «Новогодние шары» Роспись виниловых дисков для оформления музыкального зала «Снеговики» Игрушки для оформления новогоднего праздника. Материал – на выбор ребенка
Создавать открытки к празднику, используя технику по выбору (работа в технике граттажа, объемной аппликации или в смешанной технике). Закрепить навыки декоративного вырезывания. Выбирать самостоятельно материал для создания выразительного образа, полученные ранее умения использовать в работе с новым материалом. Проявлять доброе отношение и желание сделать приятное близким Знакомство с историей новогоднего праздника, с традициями встречи нового года в России и в разных странах. Художественная открытка. История елочной игрушки.
. Искусство на улицах города 4 занятия Коттедж для кукол» Изготовление домиков из пакетов от сока «Витрины магазинов». Коллаж+ конструирование. Изготовление игры «Подбери вывеску» «Парк аттракционов» Изготовление двигающихся моделей аттракционов «Парк аттракционов» Сборка макета парка Коллективная работа Что такое интерьер «Музыка стен» Обои в твоем доме. Рисование эскизов обоев для разных по назначению комнат «Моя комната» Что такое интерьер? Создаем дизайн- проект своей комнаты. «Окно» Коллаж с использованием журнальной бумаги и тканей «Кукольный дом» Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника в создании облика города. Создавать макет дома из картонной коробки. Передавая функциональность и назначение здания. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать творческий проект оформления витрины магазина, используя журнальную бумагу. Создавать из детских работ коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Какой облик будут иметь дома, придумывает художник- архитектор. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры
Что такое интерьер 5 занятия Создаем интерьер из коробок, обоев и ткани. «Кукольный дом» Мебелируем и декорируем. Мебе ль из спичечных коробок и пластиковых трубочек Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор и мебели. Обогащать творческий опыт ти художественно- практические навыки в создании интерьера комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Роль художника- дизайнера в создании интерьера. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет. Создание макета оформления окна. Создание объемного макета – кукольного интерьера с элементами декорирования и мебелью.
Интерьерные штучки 10 занятий «Шкатулка для мамы» Оформление картонной шкатулки в технике декупаж «Карандашница для папы» Декорирование ракушками
«Куклы – балеринки» Изготовление кукол на проволочном каркасе «Валентинки» Подвески из соленого теста «Домовенок».
Панно- коллаж с элементами из соленого теста. «Фоторамка» Изготовление рамки в технике аппликации «Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж.
«Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж Развивать художественный вкус, декорируя привычные предметы необычными материалами. Воспитывать желание радовать близких людей, делая полезные подарки Значение элементов декора в создании уютного интерьера
Откуда к нам пришла посуда 4 занятия Откуда пришла посуда История посуды Русская «Настроение праздника» Роспись тарелки. Гуашь, акрил. «Горшочек для цветов» Роспись и декорирование акриловыми красками. «Пасхальные яйца» Роспись и декорирование пластиковых яиц «Пасхальные композиции» Составление интерьерной композиции с использованием веток и бумажных цветов Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Овладевать навыками росписи посуды, ее декорированию в зависимости от назначения. История посуды, ее разнообразие. Роль художника в создании образа посуды. Связь формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
С чего начинается кукольный театр 5 занятий С чего начинается кукольный театр «Рисуем сказку» Рисование эскизов сказочных героев «Мы- художники- кукольники» Изготовление кукол для спектакля из пластиковых бутылок, пеноп- ластовых шаров. «Мы- художники- кукольники» Декорирование кукол, изготовление костюмов. Ткань, бусины, фольга и т. д. «Декораторы и бутафоры» Изготовление декораций и бутафории из бросового матер
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн (1 и 2 часть).- М. : «Скрипторий 2003», 2006.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб: Детство Пресс, 2004.
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., Линка-Пресс, 2007
4. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.
5. Неменский Б. М «Искусство вокруг нас».-М. ,Просвещение,1998
6. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. М. ,- Карапуз, 2006 г.