Папки-передвижки

Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

ЕСМАНОВИЧ ДАРЬЯ
Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является ярким, неповторимым этапом жизни каждого взрослеющего человека. В данное время начинается процесс становления и формирования социального опыта, формирование отношения ребенка к окружающим людям, природе, предметной деятельности [7].

Публикация «Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст является одним из важных периодов интенсивного и всестороннего психического развития. Интенсивность психического развития ребенка проявляется в быстрых прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением качественно новых личностных новообразований [10].

Ребенок еще не владеет достаточным социальным опытом, у него не довольно хорошо развиты социальные эмоции, его способы взаимодействия с окружающими его людьми не совершены и требуют подкрепления со стороны взрослых.

Формирование социального опыта ребенка является основой хорошей социализации личности в обществе, способности проявлять социальную культуру, социально значимые для взаимодействия с окружающими эмоции. Успешность данного процесса, конечно, зависит от правильной организации свободного общения детей, где ребенок способен раскрыть свои личностные способности, а так же трудности при социальном взаимодействии [7].

Социальные эмоции выступают важнейшим новообразованием социального взаимодействия ребенка с окружающими. Социальные эмоции хорошо проявляются в межличностных отношениях ребенка со сверстниками (эмпатия, оптимизм, интерес к другому и его благополучию, доверительное отношение, общительность, сочувствие, сопереживание и т. п., способствуют групповому сплочению, а также удовлетворению социальной потребности субъекта в общении и получении эмоционального отклика [2].

Достаточная сформированность социальных эмоций у ребенка определяет его успешность в процессе социализации и адаптации к окружающему обществу, выстраивает его поведение в отношениях с людьми, помогает сформировать эмоциональные отношения [2].

При этом можно отметить, что эмоции выступают как фактор, управляющий социальными процессами и способствующий определенным социальным последствиям. Эмоции – это достаточно мощный и эффективный механизм приспособления ребенка к внешним и внутренним факторам. Например: юмор, как способность к пониманию смешного, способствует проявлению эмоции-веселья; плач – как способ проявления эмоции – печали, грусти и т. п. [3].

Так формирование социальных эмоций способствующих процессу социализации подрастающего человека, формированию его отношений с окружающими, становится весьма актуальной проблемой современной психологической и педагогической наук.

Рассмотрение и всестороннее изучение сущности, механизмов и условий формирования социальных эмоций очень актуально в связи с тем, что большинство детей имеют специфические особенности эмоциональной сферы, что влечет к возникновению ряда трудностей в понимании и выражении эмоций.

Психолог, доктор педагогических наук, профессор А. В. Запорожец утверждал, что социальные эмоции - это такие эмоции, которые устойчивы и социально направлены, отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для окружающих взрослых или сверстников.

Российский психолог А. А. Реан дополняет данное определение: социальные эмоции, прежде всего, связаны с переживанием ребенком своего отношения к окружающим людям проявляющегося в системе межличностных взаимоотношений.

Социальные эмоции, прежде всего, направлены на выявление способности к пониманию чужих эмоций и управлению своими эмоциями [5].

Социальные эмоции и эмоциональное переживание играют важную роль в жизни каждого ребенка. Во-первых, самочувствие ребенка в обществе взрослых и сверстников, оказывает существенное влияние на психическое здоровье и благополучие формирующейся личности в целом. Во-вторых, социальные эмоции оказывают огромнейшее влияние на процесс формирования мотивов и ценностей личности, регулирование отношения ребёнка к окружающему, особенности его взаимодействия, поведения, направляют и корректируют данный процесс.

Социальные эмоции оказывают существенную роль в развитии и становлении процесса общения у детей старшего дошкольного возраста, так как их индивидуальный стиль общения начинает закладываться в данный отрезок жизненного пути.

При этом умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, умение привлечь сверстников своим эмоциональным состоянием, пробудить к себе положительную ответную эмоцию, являются неотъемлемой частью успешного общения.

Дети, имеющие хорошо развитые социальные эмоции, имеют успех среди сверстников, они занимают высокое статусное место в группе, у них много друзей, их общение эмоционально насыщенно.

Низкий уровень развития социальных эмоций у детей приводит к трудностям в формировании эмоциональной стороны общения [2].

Личность с развитыми социальными эмоциями способна к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений другого человека, способна к эмоциональным проявлениям в общении.

Одним из самых эффективных средств и методов в развитии социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Она широко используется в психокоррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими трудности в эмоциональном развитии [1].

Сказка воздействует на чувства и разум, способствует развитию эмоциональной восприимчивости, самосознания, формирует мировоззрение. Ее главная роль заключается в формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.

Сказка оказывает сильное эмоциональное воздействие на развитие детей. Она как бы вводит ребенка в придуманный воображаемый мир и заставляет переживать вместе с героями чувства оказывающие влияние на повседневную жизнь [8].

Сюжет сказки, как правило, очень динамичен и приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное, проявлять сложную гамму чувств и социальных эмоций.

Преимуществом сказки является то, что все герои имеют четкую моральную ориентацию, они либо очень хорошие, либо очень плохие, так ребенку легко оценить их эмоциональное состояние, проявление определенных чувств [6].

По мнению В. Г Нечаевой, Т. А. Марковой сказки способствуют гармоничному развитию личности ребенка, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы, способствуют развитию воображения. Так у детей старшего дошкольного возраста, развивается осмысленное эмоциональное отношение к окружающему миру, способствующее развитию нравственной и эмоциональной сфер. Сказки являются не только средством воспитания, но и всестороннего, гармоничного развития личности [4].

Таким образом, использование сказки как средства развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста является эффективным и действенным методом, оказывающим развивающее влияние.

Список литературы

1. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / А. Р. Бунятова // Журнал «Успехи современного естествознания». – 2010. – №6 – С. 85-88.

2. Васягина, Н. Н. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками / Н. Н. Васягина // Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Выпуск №5. – 2016. – С. 464-466.

3. Горбунова М. Ю. Социальные функции эмоций / М. Ю. Горбунова // Журнал «Кубанского государственного аграрного университета». Выпуск №67. – 2011. – С. 1-10.

4. Гостар, А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – №8. – С. 916-918.

5. Захарова, Т. В. Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Журнал «Вестник Череповецкого государственного университета». Выпуск №4 (53) / том 3. – 2013. – С. 99-101.

6. Кондрашова, Н. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Н. В. Кондрашова, А. А. Турбаева // Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Выпуск №3. – 2014. – С. 1-4.

7. Михайлова, Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада / Л. А. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 40-42.

8. Михальченко, К. А. Психологическая сказка как средство развития самосознания / К. А. Михальченко // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т. 2. – С. 62-66.

9. Пашкина, Е. А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Пашкина, И. А. Ганичева // Журнал «Молодой ученый». – 2015. – №22. – С. 152-154.

10. Серышева, Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е. А. Серышева // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – №2. – С. 1032-1036.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.

Игры для развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира, человеческих отношений. Игра содержит.

Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста "Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста" В 1932 году Оле Кирк Кристиансен.

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните все туда! И огромный мир ребята, Вам откроется.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Тестопластика, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования.

Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2019 в 15:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЕСМАНОВИЧ ДАРЬЯ (УИ 1993599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД