ЕСМАНОВИЧ ДАРЬЯ
Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является ярким, неповторимым этапом жизни каждого взрослеющего человека. В данное время начинается процесс становления и формирования социального опыта, формирование отношения ребенка к окружающим людям, природе, предметной деятельности [7].
Публикация «Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Старший дошкольный возраст является одним из важных периодов интенсивного и всестороннего психического развития. Интенсивность психического развития ребенка проявляется в быстрых прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением качественно новых личностных новообразований [10].
Ребенок еще не владеет достаточным социальным опытом, у него не довольно хорошо развиты социальные эмоции, его способы взаимодействия с окружающими его людьми не совершены и требуют подкрепления со стороны взрослых.
Формирование социального опыта ребенка является основой хорошей социализации личности в обществе, способности проявлять социальную культуру, социально значимые для взаимодействия с окружающими эмоции. Успешность данного процесса, конечно, зависит от правильной организации свободного общения детей, где ребенок способен раскрыть свои личностные способности, а так же трудности при социальном взаимодействии [7].
Социальные эмоции выступают важнейшим новообразованием социального взаимодействия ребенка с окружающими. Социальные эмоции хорошо проявляются в межличностных отношениях ребенка со сверстниками (эмпатия, оптимизм, интерес к другому и его благополучию, доверительное отношение, общительность, сочувствие, сопереживание и т. п., способствуют групповому сплочению, а также удовлетворению социальной потребности субъекта в общении и получении эмоционального отклика [2].
Достаточная сформированность социальных эмоций у ребенка определяет его успешность в процессе социализации и адаптации к окружающему обществу, выстраивает его поведение в отношениях с людьми, помогает сформировать эмоциональные отношения [2].
При этом можно отметить, что эмоции выступают как фактор, управляющий социальными процессами и способствующий определенным социальным последствиям. Эмоции – это достаточно мощный и эффективный механизм приспособления ребенка к внешним и внутренним факторам. Например: юмор, как способность к пониманию смешного, способствует проявлению эмоции-веселья; плач – как способ проявления эмоции – печали, грусти и т. п. [3].
Так формирование социальных эмоций способствующих процессу социализации подрастающего человека, формированию его отношений с окружающими, становится весьма актуальной проблемой современной психологической и педагогической наук.
Рассмотрение и всестороннее изучение сущности, механизмов и условий формирования социальных эмоций очень актуально в связи с тем, что большинство детей имеют специфические особенности эмоциональной сферы, что влечет к возникновению ряда трудностей в понимании и выражении эмоций.
Психолог, доктор педагогических наук, профессор А. В. Запорожец утверждал, что социальные эмоции - это такие эмоции, которые устойчивы и социально направлены, отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для окружающих взрослых или сверстников.
Российский психолог А. А. Реан дополняет данное определение: социальные эмоции, прежде всего, связаны с переживанием ребенком своего отношения к окружающим людям проявляющегося в системе межличностных взаимоотношений.
Социальные эмоции, прежде всего, направлены на выявление способности к пониманию чужих эмоций и управлению своими эмоциями [5].
Социальные эмоции и эмоциональное переживание играют важную роль в жизни каждого ребенка. Во-первых, самочувствие ребенка в обществе взрослых и сверстников, оказывает существенное влияние на психическое здоровье и благополучие формирующейся личности в целом. Во-вторых, социальные эмоции оказывают огромнейшее влияние на процесс формирования мотивов и ценностей личности, регулирование отношения ребёнка к окружающему, особенности его взаимодействия, поведения, направляют и корректируют данный процесс.
Социальные эмоции оказывают существенную роль в развитии и становлении процесса общения у детей старшего дошкольного возраста, так как их индивидуальный стиль общения начинает закладываться в данный отрезок жизненного пути.
При этом умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, умение привлечь сверстников своим эмоциональным состоянием, пробудить к себе положительную ответную эмоцию, являются неотъемлемой частью успешного общения.
Дети, имеющие хорошо развитые социальные эмоции, имеют успех среди сверстников, они занимают высокое статусное место в группе, у них много друзей, их общение эмоционально насыщенно.
Низкий уровень развития социальных эмоций у детей приводит к трудностям в формировании эмоциональной стороны общения [2].
Личность с развитыми социальными эмоциями способна к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений другого человека, способна к эмоциональным проявлениям в общении.
Одним из самых эффективных средств и методов в развитии социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Она широко используется в психокоррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими трудности в эмоциональном развитии [1].
Сказка воздействует на чувства и разум, способствует развитию эмоциональной восприимчивости, самосознания, формирует мировоззрение. Ее главная роль заключается в формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.
Сказка оказывает сильное эмоциональное воздействие на развитие детей. Она как бы вводит ребенка в придуманный воображаемый мир и заставляет переживать вместе с героями чувства оказывающие влияние на повседневную жизнь [8].
Сюжет сказки, как правило, очень динамичен и приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное, проявлять сложную гамму чувств и социальных эмоций.
Преимуществом сказки является то, что все герои имеют четкую моральную ориентацию, они либо очень хорошие, либо очень плохие, так ребенку легко оценить их эмоциональное состояние, проявление определенных чувств [6].
По мнению В. Г Нечаевой, Т. А. Марковой сказки способствуют гармоничному развитию личности ребенка, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы, способствуют развитию воображения. Так у детей старшего дошкольного возраста, развивается осмысленное эмоциональное отношение к окружающему миру, способствующее развитию нравственной и эмоциональной сфер. Сказки являются не только средством воспитания, но и всестороннего, гармоничного развития личности [4].
Таким образом, использование сказки как средства развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста является эффективным и действенным методом, оказывающим развивающее влияние.
Список литературы
1. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / А. Р. Бунятова // Журнал «Успехи современного естествознания». – 2010. – №6 – С. 85-88.
2. Васягина, Н. Н. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками / Н. Н. Васягина // Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Выпуск №5. – 2016. – С. 464-466.
3. Горбунова М. Ю. Социальные функции эмоций / М. Ю. Горбунова // Журнал «Кубанского государственного аграрного университета». Выпуск №67. – 2011. – С. 1-10.
4. Гостар, А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – №8. – С. 916-918.
5. Захарова, Т. В. Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Журнал «Вестник Череповецкого государственного университета». Выпуск №4 (53) / том 3. – 2013. – С. 99-101.
6. Кондрашова, Н. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Н. В. Кондрашова, А. А. Турбаева // Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Выпуск №3. – 2014. – С. 1-4.
7. Михайлова, Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада / Л. А. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 40-42.
8. Михальченко, К. А. Психологическая сказка как средство развития самосознания / К. А. Михальченко // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т. 2. – С. 62-66.
9. Пашкина, Е. А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Пашкина, И. А. Ганичева // Журнал «Молодой ученый». – 2015. – №22. – С. 152-154.
10. Серышева, Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е. А. Серышева // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – №2. – С. 1032-1036.