Павлова Алена Николаевна
Тестопластика, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования.
Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Тестопластика, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами тестопластики.
Цель исследования: проанализировать особенности организации педагогической деятельности по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами тестопластики.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проходить эффективнее при реализации следующих условий:
своевременной диагностике и определении уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
разработке тематического плана по развитию творческого воображения ребенка средствами тестопластики;
организации взаимодействия с родителями, воспитателями и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Охарактеризовать тестопластику как вид художественного творчества.
3. Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
4. Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческого воображения дошкольника средствами организации занятий по тестопластике в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5. Проанализировать эффективность разработанной системы мероприятий по развитию творческого воображения дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, обобщение и систематизация материала по теме, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что она отражает обоснование психолого-педагогических условий развития творческого воображения детей дошкольного возраста посредством тестопластики.
Практическая значимость исследования: связана с возможностью применения материалов исследования воспитателями и педагогами дополнительного образования ДОУ в творческом развитии детей дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Тестопластика и ее значение в развитии творческого воображения старших дошкольников
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Для творчества могут использовать массу материалов - пластилин, глину, солёное тесто, воск и т. д.
Лепка из солёного теста, или тестопластика, становится всё более популярным занятием в наши дни. Все необходимые для этого материалы легкодоступны. И соль, и мука, и вода всегда под рукой. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его для работы с детьми, развивая их творческие способности, воображение в конструировании.
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Творческая активность (креативность) понимается нами как способность человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо, способность субъекта деятельности подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым преодолевая внешние и внутренние ограничения - барьеры деятельности. Ей присущи самостоятельность мышления, независимость суждений, поиск подлинных ценностей личности. Качества: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, интеллектуальность.
1.3. Условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста средствами тестопластики
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому главное условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Необходимое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений, что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.
Глава II. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ
2.1. Определение уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены основные теоретические положения, требующие практического доказательства:
Развитие творческого воображения является неотъемлемой частью подготовки дошкольника к активной жизни в обществе.
В учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие творческого воображения наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей деятельности, основывающейся на развитии у дошкольника познавательных процессов, эмоциональных проявлений.
Тестопластика как один из видов лепки способствует формированию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить эффективность педагогической деятельности в процессе развития творческого воображения дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами тестопластики.
Основываясь на данных теоретических выводах, нами была разработана программа исследования, которая включала в себя 3 этапа:
Констатирующий - проведен анализ литературы, исследование уровня развития творческого воображения дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Экспериментальный этап предполагал разработку системы мероприятий педагогической деятельности по развитию у дошкольников творческого воображения средствами тестопластики, включение дошкольников экспериментальной группы в деятельность, определенную программными требованиями, с целью развития у них творческих способностей.
Контрольный этап – проведение контрольного среза по определению уровня развития творческого воображения детей экспериментальной и контрольной групп после реализации системы мероприятий, обобщение результатов, формулирование выводов.
Базой исследования является МБДОУ ЦРР «Детский сад № 22 «Жемчужинка» ГО «Город Якутск», дети старшей группы, выборка 10 человек – экспериментальная группа, 10 человек – контрольная группа. В группе 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Группа однородна по социальному составу. На протяжении 3 лет в группе работает один состав воспитателей. Отношения между детьми дружелюбные, отзывчивые, с удовольствием принимают участие в разного рода играх, занятиях.
С целью определения эффективности разработанной нами программы группа была разделена на 2 подгруппы, одна из которых стала экспериментальной площадкой по реализации системы мероприятий, другая – контрольной группой. Выбор детей в подгруппы был стихийным.
Основываясь на положениях об исследовательской работе, нами был проведен констатирующий срез по определению уровня развития творческого воображения. Для диагностики нами был использован модифицированный вариант методики Торренса, адаптированный к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Детям предлагалось в первом задании дорисовать линию до предмета, во втором задании – включить рисунок в предложенную форму, в третьем задании – придумать применение обычному предмету (газете).
Обработка результатов проводилась при помощи выставления балльных оценок (по пятибалльной шкале, где 5 – высокий уровень развития творческих способностей, 1 – низкий уровень развития творческих способностей).
Обобщая полученные данные, отмечаем, что у респондентов экспериментальной группы преобладает достаточный уровень развития творческих способностей - 4 балла получили 40%, что составляет 4 человек от выборки. Высокий уровень развития творческого воображения наблюдается у 30% (3 человека, средний уровень также – у 30% (3 человека).
У детей в контрольной группе преобладает достаточный уровень развития творческих способностей – 50% получили 4 балла, что составляет 5 человек от общего количества. Высокий уровень творческого воображения отмечен у 30% (3 человека, средний уровень преобладает у 20% (2 человека).
В общем, результаты, полученные в группах, отличаются незначительно, поэтому данные группы могут быть выбраны в качестве экспериментальной и контрольной. Кроме того, с группами, как уже говорилось выше, работает один состав воспитателей, следовательно, кроме педагогических условий при работе средствами тестопластики, остальные требования, предъявляемые к детям, буду одинаковыми.
Для подтверждения результатов исследования по первой методике, нами была проведена методика оригинальности решения задач на воображение.
Для этого необходимо подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, бумагу
Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Таким образом выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.
0 тип характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по
воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I-IV типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т. п., то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Так, в экспериментальной группе, в большинстве преобладает 4 тип, когда ребенок изображает несколько объектов – 50% - 5 человек. У 40% (4 человека) уровень решения задачи ниже – 3, а у 10% - 2 тип, при котором изображается отдельный предмет с деталями.
В контрольной группе есть ребенок с 5 высоким уровнем оригинальности (10%, 50%, также как и в экспериментальной группе выполнили задание, показав результаты 4 типа, 40% -3 типа.
Полученные данные позволяют судить о недостаточном развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, что не позволило им в полной мере проявить творческие способности в решении поставленной задачи.
С целью развития творческого потенциала дошкольников все участники экспериментальной группы были включены в деятельность, предусмотренную системой мероприятий, представленных в параграфе 2.2. данной работы, которая предполагала участие в работе кружка «Тестовичок», организации специальных занятий по теме на базе дошкольного учреждения.
Работа по программе проводилась на протяжении 3 месяцев, после чего нами было проведено повторное исследование уровня развития творческого воображения дошкольников. Исследование проводилось по аналогичным методикам с изменением содержания заданий.
2.2. Система работы по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста средствами тестопластики
В соответствии с темой нашей работы, целями и задачами практического исследования, в рамках проведения формирующего этапа исследовательской работы нами была предложена система мероприятий, направленных на развитие творческого воображения средствами тестопластики. За основу разработанных нами мероприятий была принята программа «Тестовичок».
Цель предлагаемой системы мероприятий: создать условия для развития личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, творческого воображения посредством изготовления поделок из соленого теста.
Задачи реализации системы мероприятий:
Воспитание ответственности при выполнении работ.
Развитие творческих способностей и воображения, образного видения у детей, через занятия тестопластикой.
Формирование представлений о народных промыслах.
Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками
Сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике.
Ожидаемый результат:
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
У детей развивается стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время.
Дети ответственно относятся к выполнению работ.
Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
Имеют представления о народных промыслах.
Владеют техническими приёмами лепки.
Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
Умеют составлять простые композиции.
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
Соблюдают правила по технике безопасности.
Принципы реализации системы мероприятий:
Учет возрастных особенностей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности.
Принцип системности и последовательности.
Принцип единства обучения и воспитания.
Условия реализации: необходимый наглядный и дидактический материал, наличие художественной литературы.
Работа по данному направлению проводилась нами на протяжении 3 месяцев в экспериментальной группе, частично – в контрольной группе.
Проводилась работа: мастер – класс для педагогов по использованию приемов тестопластики как средства развития дошкольников, семинар – практикум для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой, экскурсия на выставку поделок из различного материала.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Основываясь на положениях об исследовательской работе, нами был проведен контрольный срез по определению уровня развития творческого потенциала. Для диагностики повторно нами был использован модифицированный вариант методики Торренса, адаптированный к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Детям предлагалось в первом задании дорисовать окружность до предмета, во втором задании – включить рисунок в предложенную форму, в третьем задании – придумать применение обычному предмету (полиэтиленовый пакет).
Обработка результатов проводилась при помощи выставления балльных оценок (по пятибалльной шкале, где 5 – высокий уровень развития творческих способностей, 1 – низкий уровень развития творческих способностей).
Обобщая полученные данные, отмечаем, что у респондентов экспериментальной группы на контрольном этапе отмечается достаточный уровень развития творческих способностей - 4 балла получили 50%, что составляет 5 человек от выборки и на 20% выше в сравнении с констатирующим срезом. Высокий уровень развития наблюдается у 50% (5 человек, что на 20% выше в сравнении с результатами констатирующего среза. Уровень детей со средним уровнем снизился на 30% и составил 0% на контрольном этапе эксперимента. Сравним динамику изменений в экспериментальной группе.
Проанализировав сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов отмечаем, что положительная динамика в уровне развития творческого потенциала отмечается в 40% случаев, что является положительным результатом.
У детей в контрольной группе преобладает достаточный уровень развития творческих способностей – 50% также получили 4 балла, что составляет 5 человек от общего количества. Высокий уровень отмечен у 40% (4 человека, что на 10% больше, средний уровень преобладает у 10% (1 человек, что на 10% меньше. Таким образом, положительная динамика отмечается лишь в 20% случаев.
Анализ данной методики позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемой нами системы мероприятий в процессе развития творческого воображения дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для подтверждения результатов исследования по первой методике, нами повторно была проведена методика оригинальности решения задач на воображение.
После проведения программы в экспериментальной группе, в большинстве также преобладает 4 тип, когда ребенок изображает несколько объектов – 60% - 6 человек, т. е. на 10% больше чем в начале работы. У 10% (1 человек) уровень решения задачи ниже – 3, а у 30% преобладает 5 тип, наиболее высокий, что на 30% больше, чем при проведении констатирующего эксперимента.
Сравним динамику изменений по данной методике в экспериментальной группе.
Таким образом, положительная динамика отмечается в 80% случаев, что также позволяет судить об эффективности предлагаемой программы.
В контрольной группе есть дети с высоким уровнем оригинальности (20%, изменения в положительную сторону – 10%. 60%, также как и в экспериментальной группе выполнили задание, показав результаты 4 типа, 20% -3 типа. Результаты контрольной группы ниже, чем результаты экспериментальной.
Проанализировав изменения в экспериментальной и контрольной группе, нами отмечено, что более высокие результаты были на контрольном этапе получены в экспериментальной группе. Одним из условий этого стало внедрение в образовательный процесс данной группы системы мероприятий, направленных на развитие творческого воображения дошкольников средствами тестопластики. Предполагаем, что дальнейшее использование программы позволит получить более высокие результаты.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности /Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. - Минск: Беларусь, 1994.- 479 с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст /Е. А. Аркин. – М., 1973.- 148 с.
3. Березина, В. Г. Встреча с чудом: Детство творческой личности : встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / Березина, В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. - СПб. : Изд-во Буковского, 1995.- 60с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1985.- 400 с.
5. Волков, В. И. Прикосновение к зеркалу /Волков В. И. // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998.-Вып. 1. - С. 20-33.
6. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М. : ВЛАДОС, 2003.- 191 с.
7. Кожевникова, Л. А. Достойная цель. Первая попытка аналитического обзора / Л. А. Кожевникова // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. Вып. 1. - С. 13-20.
8. Мухина, В. С. Психология дошкольника /В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1985.- 272 с.
9.. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления /Л. Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1972.- 152 с.
10. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. - М. : Новая школа, 1993.- С. 255-256, 266-267, 274.
11. Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект /Н. Н. Поддъяков. - Волгоград: Перемена, 1995.- 162 с.
12. Творчество в детей и современность /Авт. -сост. Трушкин А. Г и др. -Ростов н/ Дону: «Феникс», 2002.- 448 с.
13. Усова Н. А. Условия формирования творческого компонента личности /Н. А. Усова // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998.-Вып. 1.- С. 52-58.