Кадырова Ольга
Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста"
В 1932 году Оле Кирк Кристиансен из Дании основал компанию по производству деревянных игрушек, которые назвал "ЛЕГО". Что в переводе с датского означает "лег" -играть, "гоут" - хорошо. В последствии деревянные игрушки отошли на второй план и были заменены на пластмассовый конструктор, как более увлекательный, долговечный и износостойкий. Девиз компании:"Только самое лучшее достаточно хорошо".
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лего, LEGO. Консультации для педагогов
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В современном мире с помощью конструктора лего и дидактических игр на его основе решается множество проблем в дошкольном образовании. Большинство разработок в данной области сделано нашими современниками Алланом Бедфордом и Екатериной Вячеславовной Фешиной. Они издали достаточно большое количество пособий по использованию конструкторов лего в разных областях развития дошкольников. Также в их работах особое внимание уделяется развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Математические способности -- это взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "житейских" и "научных" понятий.
Для раскрытия сущности математических способностей российский психолог Крутецкий Вадим Андреевич предложил выделить 2 группы свойств, которые представлены на слайде. Также ЛЕГО способствует развитию сенсорных представлений (цвет, форма, размер, высших психических функций (память, внимание, мышление, анализ и синтез,обобщение и сравнение, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, мелкой моторики, сплочению детского коллектива.
Работа математических способностей осуществляется от простого к сложному и для этого детям предлагаются виды легоконструирований.
Первая ступень, начало развития математических способностей у дошкольников - это легоконструирование по образцу. Ребенку предлагается готовы образец и способы действия для постройки конструкции. С помощь данного вида легоконструирования у ребенка развивается умение видеть сущность вопроса, способность прийти от частного к общему, появляется интерес к математике и целеустремленность. ГИПЕР 1 ---
След - более сложный по сравнения с первым вид -- по чертежу. Р ебенку дают чертеж (схему) или создают графическую модель, которую он должен воспроизвести. С помощью данного вида устанавливается связь разнородных явлений и предметов, то есть графическая модель, как явление, и конструктор, как предмет. У ребенка появляется интерес к математическим символам, способность к обобщению ГИПЕР 2 ---
Еще более сложный вид легоконструирования -- по модели. ребенку предлагается воспроизвести модель из имеющегося конструктора, у модели скрыты очертания составных элементов, мелкие детали не видны. В данном виде у ребенка развивается умение способность перейти от общего к частному: от скрытых очертаний фигуры, к отдельным деталям лего конструктора, более явно проявляется целеустремленность. ГИПЕР 3 ---
Следующий вид легоконструирования -конструирование по условию. образца постройки не дается, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать: конура для собаки- маленькая, конюшня для лошади - большая. Это развивает способность видеть общее в в разном (конура и конюшня - жильё для животных, устанавливается связь между понятиями (конура и конюшня, развивается способность к обобщению и естественно целеустремленность к скорейшем достижению правильного результата ГИПЕР 4 ---
Самый сложный для мышления и развития математических способностей, но не последний, вид конструирования -- это конструирование по замыслу. Ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данный вид конструирование подразумевает наличие опыта у ребенка, знаний и конструкторе лего, его свойствах, пространстве, способности видеть сущность и предполагать логический конец замысла постройки, видеть общее и уметь устанавливать связь разнородных предметов между собой. ГИПЕР 5 ---
С помощь конструктора лего можно составлять схемы, планы, маршруты, карты, что развивает пространственное мышление у детей. Лего с успехом можно использовать и его используют в дидактических играх для решения математических образовательных задач.
Такая игра как "Математический поезд" преследует цель - закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о последовательном счете от 1 до 9 и обратно. Дети, загружая и разгружая вагончики этого поезда,согласно числовому значению на нем, ненавязчиво вспоминают счет от 1 до 9 и обратно.
Следующая игра "Лабиринты" помогает детям развивать пространственное мышление. Ребенок самостоятельно строит лабиринт, можно простой для начала, усложняя в последствии. Выбирается начало хода, куда кладется шарик и ребенок, маневрируя постройкой, передвигает шарик по лабиринту, ища выход.
Еще одна интересная игра по развитию математических способностей - "Собираем и считаем" .С помощью этой игры дети закрепляют счет и состав числа в пределах 9. Дети называют число в столбце. Считают кубики,собирают башенки по количеству, изображенному на цифре.
Следующая игра "Сосчитай и положи" способствует закреплению счета и выработке начальных навыков сложения. С помощью карточек решаются простейшие примеры на сложение. На карточке изображен пример на сложение, ответ на который надо сделать из кубиков лего, подходящих по количеству и цвету из карточки.
Таким образом с помощью леоконструирования приобретаются такие важные математические способности как счет, форма, величина, умение ориентироваться в пространстве и времени, определение количества предметов, а также сосредоточенность, целенаправленность в достижении результатов, внимание и стремление к знаниям.