Елена Ананьина
Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников через приобщение их к искусству, которое является мерилом человеческих ценностей. Художественно-эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности ребенка, который способен с эстетической точки зрения понимать прекрасное давать ему оценку.
Публикация «Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Н. Варкин отмечает, что процесс воспитания эстетических чувств дошкольников носит деятельностный и созидательный характер. Его сущность определяется следующим образом:
1. процесс целенаправленного воспитания эстетических чувств, в том числе, чувства прекрасного;
2. формирование способности к восприятию, пониманию, видению красоты в жизни и искусстве, умение давать ей оценку;
3. задачей воспитания эстетических чувств является, в том числе и формирование художественного вкуса дошкольника;
4. развитие у ребенка способности и стремления к самостоятельным видам творчества и созданию прекрасного вокруг себя, развитие умения творческого создания продуктов художественного творчества [6, с. 58].
Развитие эстетических чувств у старших дошкольников осуществляется через формирование эстетического отношения к миру в процессе приобщения к литературе, театрализованной и изобразительной деятельности, через музыкальное развитие.
З. А. Гриценко считает, что особое место в формировании эстетических чувств принадлежит искусству слова, которое отражает окружающую действительность через разнообразные художественные образы, осмысливает и обобщает реальные жизненные факты. Именно художественные произведения разнообразных жанров раскрывают перед ребенком внутренний мир героев, что помогает ему познавать реальные отношения людей, формирует отношение к окружающим. Именно произведения литературы заставляют детей выказывать сильные эстетические чувства и эмоции : они переживают за героев, радуются вместе с ними, принимают как свои их радости и неудачи [12, с. 92].
Детский сад способствует знакомству дошкольников с лучшими произведениями для детей. Это становится основой для решения целого комплекса взаимосвязанных задач по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию старших дошкольников, ведь именно этот возраст наиболее значим и благоприятен для воспитания эстетических чувств детей. Старшие дошкольники начинают демонстрировать нравственные качества, могут объяснить свое восприятие и те оценки, которые они дают окружающей действительности и людям. Положительные воспитательные результаты достигаются во многом благодаря использованию фольклора, который своей мудростью воздействует на эмоциональное состояние ребенка, на формирование его эстетических чувств.
Народная сказка, которая относится к одному из видов фольклора, является эффективным средством воспитания эстетических чувств дошкольников. Она обладает мощным воспитательным потенциалом, помогает ребенку определить свое место в обществе, раскрывает перед дошкольником особенности взаимоотношений людей. Приключения сказочных героев завораживают детей, способствуя формированию сильных и глубоких эстетических чувств : радости, сопереживания, беспокойства за любимых героев. Народная сказка формирует в сознании детей образцы нравственного поведения конкретных героев в конкретных ситуациях поведения. Сказки с первых слов вводят ребенка в свой неповторимый волшебный мир, мир удивления и радости: разговоры зверей, понимание людьми их языка, опасные испытания героев и заслуженная награда [5, с. 114].
Яркие сказочные образы будят фантазию ребенка, стимулируют развитие эстетических чувств, помогают разобраться в сложнейших категориях «прекрасное-безобразное», формируют умение ценить и беречь прекрасное.
Русские народные сказки являются ценным материалом для воспитания эстетических чувств дошкольников, так как дают детям образцы духовного богатства, приобщают к культурному наследию, создаваемому многими поколениями. Именно в русских народных сказках нашли отражение моральные нормы жизни каждого человека, которые вырабатывались многими поколениями в повседневной и трудовой жизни. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» помогают воспитывать у детей общечеловеческие ценности, формировать дружественные отношения между разными народами, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее. Развитию эстетических чувств дошкольников способствует и особый язык русских народных сказок : особая интонационная окраска, использование универсальных языковых выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор). Язык сказок очень метко и эмоционально передает отношение народа к определенным предметам, явлениям, событиям, способствуя тем самым оживлению и обогащению речи детей, усилению ее экспрессивной окраски при передаче эмоциональных ощущений [1, с. 134].
Народные сказки, с которыми знакомятся дошкольники, не просто воспитывают у них эстетические чувства, но и оказывают значительное влияние на формирование у них чувства прекрасного.
Значение сказки для развития эстетических чувств определяется также тем, что она опирается на жизненный опыт ребенка, учит его навыкам правильного поведения, помогает разграничить понятия «хорошо» и «плохо», научиться радоваться за положительный результат как своей, так и чужой деятельности. Общение с народной сказкой способствует воспитанию культуру эстетического восприятия у дошкольников, развивает чувствительность к красоте и образности художественного слова, способствует пониманию его яркости и поэтичности, приобщает ребенка к духовным ценностям народа[42, с. 120].
Народные сказки несут в себе огромный воспитательный потенциал, они помогают формировать личность ребенка на основе увлекательного творческого процесса, также эффективно воздействуют на развитие эстетических чувств дошкольников через эстетическое восприятие фольклорных произведений, эстетическое видение окружающей действительности.
Народные сказки активно используются как средство художественно -развития эстетических чувств дошкольников, так как работа со сказкой предполагает не только ее чтение, но и театрализацию, рассказывание по ролям, рисование на тему сказочного сюжета, выполнение аппликации, лепку. Дети с помощью воспитателя могут подобрать известный им фольклорный материал, отражающий проблемы, поднятые в сказке.
Именно народная сказка позволяет ребенку реализовать свои мысли, чувства, эмоции, эстетические чувства в созидательной деятельности.
Таким образом, народные сказки являются наиболее эффективным средством развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, так как оказывают мощное воздействие на восприятие ребенка, формируют его умение чувствовать, помогают научиться различать прекрасное и безобразное как в самой художественной литературе, так и в жизни. Следовательно, при организации процесса развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.
Литература
1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Гурович Л. М. Теории и
технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2012 - 384 с.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. : Педагогика, 2012. - 228 с.
3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 57- 67.
4. Гриценко З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению : учеб. пособие для фак. дошк. воспитания пед. вузов. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
5. Теория и методика развития речи детей : учеб. пособие для вузов / В. И. Яшина. - М. : Академия, 2013. - 192 с.