Екатерина Гуськова
Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно безусловно может считаться одним из важнейших факторов развития полноценной личности ребенка в целом, поэтому имеет социальную значимость.
Публикация «Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В Федеральном законе «Об образовании», ФГОС ДО говорится о том, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным найти творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением своей работы я считаю активизацию познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Современные дети живут и развиваются в эпоху доступности информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
К сожалению, в настоящее время, экологическому образованию детей дошкольного возраста не уделяется достаточно внимания. В первую очередь это связано с недостаточно разработанными средствами и методами его осуществления. Данная проблема отражается на всем образовательном процессе, который сводится в основном к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Чаще всего для такого вида деятельности характерна ведущая роль педагога, который передает информацию, а детям остается лишь усваивать ее в готовом виде. В этом случае, дети, лишены возможности проявлять собственную познавательную активность, им отводится пассивная роль слушателей.
В работе многих педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в мыслительную деятельность; в процессе которой, они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Причина встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, как одного из эффективных методов развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что в процессе экспериментирования ребенок получает возможность проникнуть в суть изучаемых предметов и явлений. В данном виде деятельности роль педагога носит скорее направляющий характер. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает возможность самостоятельно искать способы решения поставленной задачи, а не получать готовый ответ сразу. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает возможность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Поэтому цель нашего исследования заключалась в разработке эффективной методики развития экологических представлений у старших дошкольников посредством детского экспериментирования.
Объектом данной работы является экологические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.
В основу работы положена гипотеза о том, что развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования будет эффективным, если использовать разработанную нами методику, включающую:
- специальное обучение детей на занятиях с целью получения и уточнения знаний о свойствах и качествах предметов окружающего мира (свойства воды, почвы, воздуха и т. д);
- активные формы, методы и средства педагогической работы с детьми, обусловливающие эффективность развития экологических представлений детей : метод детского экспериментирования, как в организованной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром, так и в самостоятельной деятельности детей и т. д. ;
- комплекс педагогических условий, содействующих активному развитию экологических представлений детей : специальное педагогическое руководство, стимулирующее детей проявлять интерес к предметам окружающей действительности и желание взаимодействовать с ними, самостоятельно изучать их, организация специальной предметной среды и т. д.
Для достижения цели поставлены задачи исследования:
- рассмотреть понятие и методы экологического воспитания старших дошкольников;
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучить историю развития педагогической работы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- изучить передовой опыт работы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному развитию экологических представлений, и проверить в ходе экспериментальной работы с детьми.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- анализ современного состояния педагогической работы по изучаемой проблеме в дошкольных учреждениях района;
- наблюдение, беседа;
- опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;
- анализ опытно-экспериментальных данных.
В первой главе «Психолого - педагогические основания развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, показаны возможности детского экспериментирования для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, определена структура специальных компонентов экологических представлений, выявлен комплекс педагогических условий, способствующий активизации их развития.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством эксперимента», излагается организация, задачи и содержание экспериментальной работы, анализируются полученные результаты, определяются условия, способствующие активизации развития экологических представлений детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Первый этап – поисково-теоретический. Он включает: изучение и анализ методических и литературных источников по проблеме исследования; разработку диагностических методик, выявляющих уровень развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, составление программы формирующего этапа эксперимента, определение теоретических положений концепции исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный : анализ данных констатирующей диагностики, проведение формирующего этапа эксперимента и анализ опытно-экспериментальных данных.
Третий этап – заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление аттестационной работы.
Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 21 Раменского района.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Педагогические условия организации экспериментальной деятельности по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап педагогического эксперимента проходил на базе образовательного учреждения № 21 Раменского района с октября 2016 г по апрель 2017 г. В экспериментальную группу вошли 10 человек старшего дошкольного возраста. С ними проводились специальные занятия с элементами экспериментирования по разработанной нами методике, включающей поэтапное формирование у детей экологических представлений. Продолжительность каждого занятия составляла 30 минут в начале эксперимента и увеличивалась до 40 минут в конце опытной работы при периодичности 1 раз в неделю. Всего было проведено 30 формирующих занятий. В контрольной группе работа проходила в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду».
Цель педагогического эксперимента заключалась в проверке на практике разработанной методики формирования у детей экологических представлений путем использования занятий с элементами экспериментирования.
В то же время, эксперимент носил поисковый характер, так как в ходе его проведения проверялась, дополнялась и корректировалась данная методика, разработанная нами первоначально в гипотетическом (т. е. в теоретическом) плане.
На формирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:
• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
• формирование интереса к познанию окружающего мира;
• развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Разработанную методика формирования у детей экологических представлений можно условно разделить на 4 блока в соответствии с критериями исследования: 1 блок – формирование знаний детей о почве, 2-й блок – формирование знаний детей о воде, 3 блок – формирование знаний детей о воздухе, 4 блок – формирование знаний детей о растениях.
Первый блок объединяет эксперименты, направленные на знакомство детей с понятием почва, ее свойствами и видами. Перед началом работы были выделены задачи данного блока:
познакомить детей с понятием и видами почвы;
учить определять и сравнивать сухую и влажную почву;
познакомить с происхождением песка и его свойствами;
познакомить с происхождением глины и ее свойствами, разными видами глины (белая, голубая, серая, коричневая, способами применения;
формировать представления о загрязнении почвы и факторах, виляющих на загрязнения почвы.
Для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности в групповой комнате была создана мини – лаборатория с объектами и оборудованием которой, дети контактировали ежедневно.
В групповой комнате была выделена зона для занятий и выставок детских работ, собрана мини-библиотека, в которой представлены детские книги, географические атласы, глобус. Здесь же расположили коллекцию минералов, ракушек, камней. Необходимое оборудование для проведения опытов: посуда (стаканы, трубочки, тарелки и др., лупы, термометры, песочные часы, фильтровальная бумага, ручные зеркала и тд. Экспериментальная деятельность проводилась в группе, а на прогулке дети имели возможность закрепить полученные знания, т. к в осеннее-весенний период в саду дети вместе с воспитателями принимают активное участие в озеленении участка (групповые цветники и огороды).
Форма организации занятий с детьми: групповые занятия (10 чел). У каждого ребенка было свое место, которое нужно было содержать в порядке, во время опытов дети надевали белые халаты и значки с эмблемой «юный исследователь». Были созданы условия для овладения навыками экспериментирования. Занятия состояли из: вводной части (приветствие и создание атмосферы психологической комфортности); основной части (актуализация знаний, побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности посредством экспериментирования; заключительной части (подведение итого, рефлексия). На занятиях дети имели возможность наблюдать за действиями взрослого принимая непосредственное участие в экспериментировании.
Вторым блоком стали эксперименты, направленные на ознакомление детей с водой и ее свойствами. Задачами этого блока стали:
формировать знания детей о воде и ее свойствах;
формировать представление детей о таком состоянии воды как пар, познакомить с его свойствами;
формировать представление детей о таком состоянии воды как лед и снег, познакомить с их свойствами;
развивать и уточнять знания детей о значении воды для живых организмов и планеты в целом;
знакомить детей с понятием круговорота воды в природе;
знакомить детей с факторами, влияющими на загрязнения воды и способами ее очистки.
Занятия проводились по описанной выше методике. Педагог стимулировал детей действовать самостоятельно, но при постоянном контроле со стороны взрослого, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки направления в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.
Третьим блоком мы выделили знакомств детей с воздухом и его свойствами. Задачами данного блока стало:
формировать представления детей о воздухе, его свойствах, способах его обнаружения;
формировать у детей представления свойствах теплого и холодного воздуха;
дать детям представления о значении воздуха для живых организмов, механизмами дыхания животных и растений;
знакомить детей с влиянием воздуха на предметы;
формировать представления об источниках загрязнения воздуха; возможные способы его очищения.
Были подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.
Все эксперименты проводились с соблюдением определенной последовательности действий:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Благодаря целенаправленной систематической работе в течение всех этапов работы, у детей заметны определенные достижения : они стали более свободными и раскованными во время экспериментирования, охотно предлагали собственные гипотезы, помогали планировать ход проведения эксперимента. Дети познакомились с большим количеством природных явлений, смогли опытным путем узнать о свойствах объектов живой и неживой природы. Дети овладели приемами проведения исследования, у многих появились навыки самостоятельного проведения опытов. У детей появился интерес к экспериментированию и повысился уровень экологических представлений. Все это свидетельствует об определенном экологическом развитии детей, которое служит достаточным основанием для перехода к третьему, заключительному этапу экспериментальной работы.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил главную гипотезу исследования, согласно которой применение на практике разработанной нами специальной методики развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования является эффективным.
Опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:
1. В исследовании показаны возможности экспериментальной деятельности как эффективного средства развития экологических представлений у старших дошкольников.
2. Выделены специальные педагогические условия организации детского экспериментирования, соблюдение которых оказывает положительное влияние на процесс познавательного развития детей в целом.
3. Исследованием установлена эффективность предложенной методики, представляющей собой поэтапное развитие у детей представлений о предметах и явлениях окружающего мира
Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам.
Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы. Любая продуктивная деятельность с детьми не может обойтись без исследований и экспериментов. Формирующий эксперимент показал, что познание мира неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе исследовательской деятельности и экспериментирования.