Анна Пиндак
Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
(Слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии!
Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической деятельности на тему «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
(Слайд 2)
Публикация «Презентация „Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность моего педагогического обусловлена тем, что вопрос нравственного развития, воспитания, совершенствования подрастающего поколения волновал общество всегда. Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей. Особенно в современное время, когда жестокость и насилие становятся неразрешимой проблемой. Часть дошкольников сражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием в активном участии в общественно-значимых делах.
(Слайд 3)
Цель опыта: создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
2. Выявить влияние сказки на нравственное воспитание дошкольников;
3. Разработать и апробировать систему мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
(Слайд 4)
Теоретическую значимость опыта обуславливают исследования В. П. Аникина, Н. И. Болдырева, С. К. Нартова-Бачавер, Н. Пастернак, Ю. Юдина, О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, Л. И. Романовой и др. Как показали исследования О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, Л. И. Романовой эффективность нравственного воспитания Для достижения поставленной цели в образовательном процессе были использованы сказки.
Новизна опыта состоит в создании системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки.
(Слайд 5)
С точки зрения И. С. Марьенко, нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.
(Слайд 6)
В свою очередь, сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.
(Слайд 7)
Главными преимуществами сказки в нравственном воспитании дошкольников выступают :
1) отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;
2) помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;
3) дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;
4) развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие,
правдивость.
(Слайд 8)
В связи с этим, мною была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшей группы по нравственному воспитанию посредством сказок. В эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте от 5-6 лет. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе был использован ряд методик, специально подобранных с учетом возможностей детей : методика «Закончи историю» Р. Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик, методика, предложенная Г. А. Урунтаевой в пособии «Диагностическое обследование детей». Диаграммы сводных результатов осознания воспитанниками нравственных чувств представлены на данном слайде.
Проанализировав результаты проведенных нами диагностических методик по исследованию уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста, итогом в стал низкий уровень развития. Дошкольники не выделяют в нравственные чувства, не могут мотивировать предполагаемый нравственный поступок. Это свидетельствовало о том, что в дальнейшем необходима целеноправленная работа по их развитию.
(Слайд 9)
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сказки. Цель и задачи данного комплекса представлены на данном слайде.
(Слайд 10)
Построение данного комплекса мероприятий обеспечивала нравственную направленность педагогических воздействий. В связи с этим, работа по нравственному воспитанию детей имела следующую направленность:
1) формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений;
2) развитие творческого потенциала;
3) самореализация посредством приобщения к русскому народному творчеству.
(Слайд 11)
Методами ознакомления со сказкой и приемы формирования восприятия сказки представлены на слайде 11.
(Слайд 12)
Работа со сказкой состояла из следующих этапов:
1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью воспитания эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в рисовании – позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4. Подготовка к самостоятельной деятельности – инсценировка сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
(Слайд 13)
Мероприятия данного комплекса состояли из двух блоков: 1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок; 2. Формирование у детей гуманных чувств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие.
Работа была построена в соответствии с календарным планом, представленном на данном слайде. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, мы использовали разнообразные приемы: показ кукольного театра, инсценировка сказки, работа у зеркала, рисование отдельных элементов сказок. Лучшему усвоению содержания сказки способствовали и такие приемы: демонстрация рисунков, на которых изображены герои сказки с ярко выраженными нравственными характеристиками, словесные зарисовки.
(Слайд 14)
Кроме того, был составлен календарный план работы с родителями воспитанников, представленный на слайде 14. В уголке для родителей мы оформили выставку книг-сказок с ярко выраженным нравственным содержанием, выпустили папку-передвижку «Учите вместе с нами», обратили внимание, что родители, замечая рекомендации в Уголке для родителей, интересные новые сказки, стали сами приобщаться к работе со сказкой и поняли нравственную ценность сказочного материала.
(Слайд 15)
Для оценки результативности проделанной работы, были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Диаграммы сравнительных результатов по сравнению с констатирующим этапом представлены на слайде 15.
Таким образом, полученные результаты по итогам проведенной опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сказки показали положительную динамику, а апробированный комплекс мероприятий доказал свою эффективность. Действительно, сказка является эффективным средством нравственного воспитания дошкольников при её правильном и систематическом использовании, это, в свою очередь, оказало большое влияние на нравственную сторону личности детей, таких важных качеств как доброта, отзывчивость. Доклад окончен, спасибо за внимание!