Ошарина Ольга
Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Публикация «Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа: -реализация Программы в формах, специфических для детей младшей возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности.
Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования, это развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, пе-реживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирова-ния в самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста.
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
В нашей группе сформирован небольшой уголок экспериментирования:
• приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;
• природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
• красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
• утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пласт-массы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются: -опыты, эксперименты.
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в ре-жимных моментах Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:
-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)
Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.
- Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.
Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Сделали подборку познавательных мультфильмов. Это является очень хорошим подспорьем в развитии познавательной деятельности.
проектная деятельность.
Спасибо за внимание!
Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
Поэтому самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедея-тельности дошкольников. Дети любят экспериментировать. В эксперимен-тальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!