галина тучина
Статья «Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Общение с природой всегда положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т. е. воспитывает в нем гуманность.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Мы – педагоги в своем дошкольном учреждении стремимся создать условия, ориентированные на активное приобретение детьми основ экологической культуры.
Публикация «Статья „Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо“» размещена в разделах
Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Мы стремимся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.
Хочется отметить, что наш детский сад стал победителем в конкурсе «Уютный дом» в номинации «Самый благоустроенный участок МКДОУ», а также лауреатом Первого Регионального конкурса «Детские сады – детям» в номинации «Лучший муниципальный детский сад».
Для приобщения ребенка к миру природы, формирования мировоззрения, бережного и эмоционального отношения к окружающему миру мы разработали экологический паспорт ДОУ, в котором представлен маршрут экологической тропы. Непосредственный контакт дошкольников с объектами природы, наблюдения и практическая познавательно – исследовательская деятельность гораздо эффективнее, чем познание природы через книги, слайды, картины.
Для работы с детьми было выделено тринадцать объектов. Это различные деревья, кустарники, цветники, пни разного размера и возраста, уголки нетронутой природы и т. д., где дети с интересом рассматривают, кто живет на пеньке; кто оставил следы на тропе, знакомятся с лекарственным растением – чистотелом; помогают в посадке цветов на клумбе. Один и тот же объект мы рассматриваем в разное время года, наблюдаем, сравниваем. В младшем дошкольном возрасте дети наблюдают всего 4 объекта, в среднем – количество наблюдаемых объектов возрастает, усложняются и задачи в ходе наблюдения. В старшем дошкольном возрасте дети наблюдают все объекты. Перед тем, как отправиться по экологической тропе, дети получают картосхему, на которой стрелками обозначен маршрут.
В данном случае естественная природная среда и увлекательное игровое путешествие в стиле геокешинг являются мощным фактором экологического воспитания.
Наиболее интересной формой взаимодействия с детьми при ознакомлении их с окружающим миром является проектная деятельность. Так, например, ежегодно нами планируется проект «Маленькие огородники». Дети, начиная с младшей группы, в процессе непосредственной образовательной деятельности знакомятся с полезными свойствами овощей, получают знания о том, какие блюда можно из них приготовить, участвуют в выращивании рассады овощей и цветов на подоконнике. Все наблюдения дети совместно с педагогом фиксируют в «Дневнике наблюдений».
Одним из этапов проекта является участие детей, педагогов, родителей в празднике «Цветочный базар» и высаживание на своих огородиках рассады овощей и цветов. Завершается проект праздником «Ах, какой урожай!».
Идея следующего проекта под названием «Наши пернатые друзья» была подсказана детьми в результате наблюдения за зимующими птицами. В ходе проекта укрепилось положительное отношение к живым существам, что вызвало желание самим заботиться о птицах, а также создалось представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.
Результатом проекта под названием «Что за дерево такое?» стал созданный мини – музей «Чудо – дерево», он расширил кругозор дошкольников о деревьях нашего края, о взаимосвязи растений и животных, помог осознать значение деревьев в жизни человека. Мини – музей был наполнен экспонатами, отражающими жизнь дерева в природе: объемная модель дерева – березки, меняющей свои «наряды» в зависимости от времени года, шишки, пенечки, разнообразные деревянные предметы, игрушки, предметы быта, поделки детей и их родителей из природного материала.
Здоровьесберегающие технологии пронизывают все проекты, а особенно ярко были представлены в проекте «Природа лечит», результатом которого стало и повышение у детей здоровьесберегающей компетентности, и создание Правил здоровья, книги «Природа лечит».
Эффективным методом формирования экологической культуры является организация познавательно - исследовательской деятельности. При создании экологических, исследовательских центров в группах, мы учитывали потребности воспитанников в активной самостоятельности, творчестве и самоутверждении, соответствие материала возрасту дошкольников, а также, современные требования к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ : трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, эстетичность.
В исследовательских центрах организованы мини – лаборатории с песочными столами, природным материалом (речной и морской песок, глина, разная по составу земля, камешки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох, листья, опилки, стружка); сыпучими продуктами (пищевая и морская соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода, гречка, горох фасоль, макароны, рис); емкостями разной вместимости (пластиковые контейнеры, стаканы, формочки для льда); бумагой разной фактуры; схемами, моделями, таблицами с алгоритмами выполнения опытов;журналами исследований и фиксации детьми результатов опытов.
Оснащение экологического центра меняется в соответствие с тематическим планированием образовательного процесса и сезонными изменениями.
Одним из примеров элементарной познавательно - исследовательской деятельности педагогов и детей является проект «Я – исследователь», в ходе которого дети с интересом исследовали объекты неживой природы: снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Старших дошкольников мы знакомили с движением тел, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с агрегатными изменениями вещества, планетами солнечной системы, природно – климатическими зонами. Результатом проекта стала радость первых открытий, умение рассуждать и делать умозаключения на основе наблюдений, а также, повысилась экологическая грамотность и активная природоохранная позиция.
В ходе проекта «Метеобюро «Народные приметы» ребята с удовольствием наблюдали за явлениями природы (направлением ветра, количеством выпавших осадков). Познакомились с профессией гидрометеоролога, пополнили словарный запас новыми словами: барометр, анемометр, компас, термометр. В проектную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они сочиняли сказки, собирали коллекцию народных примет, то есть внесли свой вклад в организацию развивающей экологической среды.
Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада имеется экологическая комната. Обитатели экологической комнаты достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, неприхотливы, что позволяет труд по уходу за животными сделать доступным детям дошкольного возраста.
Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используем разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. Материал и оборудование для этих игр находятся в игровой зоне. Дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно – печатные и словесные. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, систематизировать знания детей о растениях,животных, явлениях неживой природы.
В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности, экскурсий, повседневной жизни.
Ощутимую помощь в экологическом воспитании детей оказывают родители : помогают пополнять экологическую библиотеку книгами о природе, альбомами с фотографиями, аудиозаписями голосов животных, звуков природы. Регулярно планируются совместные с родителями экологические праздники – «Цветочный базар», «День Земли», природоохранные акции «Сбережем нашу планету», «Мы – друзья природы», «Весенняя неделя добра».
Работа в данном направлении ведется в тесной связи со школой. Не раз мы сообща проводили праздники, ходили в туристические походы, экскурсии. Выпускники нашего ДОУ помогают в развитии у детей географических представлений. Так, своими руками они изготовили флюгер для наблюдения за направлением ветра, дождемер, помогли создать коллекцию из разных видов камней.
Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к тому, чтобы дети, переступившие порог школы, могли с уверенностью сказать:
Я – часть природы!
Я – исследователь природы!
Я – защитник природы!
Природа – источник всей нашей жизни!
Список литературы
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., ТЦ Сфера, 2004
2. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М., Мозаика – Синтез, 2004