Екатерина Кононова
Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников
Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ "Родничок" г. Пермь
Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идет дождь, а зимой – снег?», «Почему опадают листья с деревьев?», «Почему день сменяет ночь?» и т. д. Возможно, некоторым взрослым, родителям легче отмахнуться от «докучных» вопросов ребенка. Мой небольшой опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. На мой взгляд, это способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Таким образом, я определилась с ведущей педагогической идеей в своей работе – личностный подход к ребенку в обучении и воспитании через игровую форму организации деятельности детей, побуждение к творчеству и развитию. Я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого можно создать следующие условия : отвести специальное место под детскую лабораторию «Академия веселых наук», в которой можно разместить различные материалы и оборудование (лупы, мерные емкости, образцы песка, глины, природный, бросовый материал и т. д.); оборудовать место для «Полочки умных книг».
Публикация «Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель – работа детей с познавательной литературой. Совместно с детьми и родителями подбираем, пополняем «полочку» детскими энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами, книгами. организовывать познавательные вечера «Сейчас узнаем». Один из вечеров в неделю посвящаем познавательным мероприятиям, цель которых – расширить и уточнить полученную в процессе непосредственно образовательной деятельности информацию, во время прогулок в процессе наблюдений за природой, информацию с учетом индивидуальных и подгрупповых (мальчики – девочки) интересов детей. В результате проведения познавательных вечеров «Сейчас узнаем», в группе появляются личные детские коллекции, совместные выставки работ взрослых и детей. Например, «Гиганты прошлого», «Удивительное место на земле», «Чудесный мир царицы Флоры» и др,оформить картотеку элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно со взрослым. Ведь опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все то, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. Картотека представляет собой классифицированные, по разным направлениям раздела «Познаю мир», карточки-схемы с описанием того или иного опыта, доступного для самостоятельного проведения его ребенком. Технология самостоятельной поисково-исследовательской детской деятельности заключается в следующем:
1 этап Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогают цветные символы, сделанные в виде картинки, аппликации в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека – «фигурка человека», воздух – картинка «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п. Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Например, в карточках могут содержаться такие вопросы: почему человек храпит? как определить возраст рыбы? узнать, как желтеет газетная бумага? и т. п.
2 этап Взяв нужную карточку, ребенок самостоятельно может подготовить все необходимое оборудование и материалы для проведения опыта. Для этого на карточке должна быть нарисована картинка, а для читающих детей – напечатан заголовок «Что тебе нужно для опытов». После этапа приготовления необходимого оборудования и материалов, ребенок приступает непосредственно к проведению опытов. Схема проведения опытов изображена на карточке в виде схемы или картинки-аппликации.
Внимание: основные правила безопасного проведения опытов педагог должен заранее обговорить с детьми, можно зарисовать или записать на плакате-памятке «Правила проведения опытов маленьких ученых». Этот плакат расположить в детской лаборатории на видном месте. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают выводы в виде записей, а не умеющие пока писать дети свои умозаключения могут представить в виде рисунка. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми. Результаты детских опытов можно оформить в виде индивидуальных альбомов «Открытие маленьких ученых». Дети проводят опыты не одни раз, и могут повторять их совместно с родителями в домашних условиях, что способствует тесному взаимодействию с семьей в вопросах воспитания и развития детей. В результате данной технологии решаются задачи, направленные на самостоятельную познавательно-исследовательскую детскую деятельность. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я стараюсь похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, что ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность. Вспоминая свои, еще совсем неуверенные, робкие «шаги», очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители. На сегодняшний день трудно сказать получится ли у меня все задуманное, но хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.