Светлана Доможирова
Организация совместной образовательной деятельности по технологии познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Тайна мыльных пузырей», возраст детей 3-4 года
Оборудование: вода, мыло, глицерин, емкости для приготовления мыльного раствора, трубочки для коктейля,
лист бумаги формата А1, флакончики с мыльными пузырями, пищевые красители, музыкальное сопровождение.
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через исследование свойств мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Организация совместной образовательной деятельности по технологии познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, проверить это с помощью опыта;
Познакомить с тем, что мыльные пузыри можно пускать через соломинку, используя самостоятельно приготовленный мыльный раствор;
Познакомить детей с технологией рисования мыльными пузырями.
Развивающие:
Обогащать эмоциональную отзывчивость: восторг, восхищение, радость, удивление, грусть.
Тренировать понятия: «величина» (большой, маленький, много, мало, один); форма – круг, свойства – легкий; цвет – красный, зеленый, желтый;
Развивать внимание, речь, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные:
Создать возможность проявлять адекватную эмоциональность (быть заинтересованным участником исследования); Зафиксировать эмоциональное отношение ребенка к процессу, к результату;
Вызвать у детей интерес к проведению эксперимента, к экспериментированию.
Этапы Содержание деятельности Планируемый результат
Деятельность педагога Деятельность детей
Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта Приветствует ребят, представляется, знакомится с детьми;
Загадывает загадку:
В мыльной воде родился,
В шарик превратился,
К солнышку полетел,
Да не долетел – лопнул!
Предлагает расположиться вокруг стола;
Показывает набор мыльных пузырей, надувает пузыри, побуждая детей всматриваться, описывать внешние признаки.
Задает вопросы:
А как дуть мыльные пузыри? (тихо)
А почему тихо? (потому что лопнут)
Обсуждает с детьми технику безопасности: нельзя вдыхать мыльный раствор через трубочку в себя, нельзя дуть друг другу в лицо.
Вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения, мотивирует к формированию
причинно-следственных связей
Знакомятся с педагогом.
Отгадывают загадку, располагаются вокруг стола.
Рассматривают приготовленное оборудование, наблюдают за действиями воспитателя, наблюдают за пузырями, лопают их, всматриваются, описывают внешние признаки мыльных пузырей,
Называют свои имена, запоминают имена гостей
Развивается внимание, речь, самостоятельность в общении;
Соблюдается правила техники безопасности,
Формируется умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи: если подул сильно – пузырь лопнул и т. д.
Проведение эксперимента (опыта, проверка гипотезы, выводы;
формулирование причинно-следственных связей
Мотивирует детей к деятельности, задавая вопросы:
А вы знаете из чего и как делают мыльные пузыри?
Хотите узнать?
Показывает детям бутылку с водой, добавляет туда жидкое мыло и глицерин, получая мыльный раствор.
Разливает раствор в баночки, предлагает детям взять соломинки и попробовать самим выдуть пузыри:
Наблюдает за детьми во время деятельности (за эмоциональным состоянием, активностью, соблюдением техники безопасности по отношению к себе и друг другу);
Задает вопросы:
Какой формы пузырь?
Почему пузырь надувается? (туда проник воздух)
Откуда взялся воздух?
Сколько было пузырей?
Какого размера пузыри?
Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (потому что разное кол-во воздуха)
Какого цвета вы видели пузыри?
А что делали пузыри?
А что вы делали?
Выдвигают гипотезы (предположения, догадки);
Дети проявляют интерес к проведению эксперимента, и, используя предлагаемое оборудование, самостоятельно выдувают пузыри разных размеров.
Общаются, отвечают на вопросы Знают, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;
Знают, что мыльные пузыри можно пускать через соломинку, используя самостоятельно приготовленный мыльный раствор;
Знают как приготовить мыльный раствор и умеют выдувать пузырь через соломинку;
Проявляют адекватную эмоциональность (являются заинтересованными участниками исследования)
Развивается самостоятельность, проявляется инициатива;
Закрепляются понятия: «воздух», «величина» (большой, маленький, много, мало, один); форма – круг, свойства – легкий;
Закрепляется умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи
Игра Предлагает ребятам поиграть в игру «Тесная баночка»
При словах педагога «Пузырики, собирайтесь в баночку!», дети подбегают к педагогу, встают плотно в круг, обнимаются. При словах «Раз, два, три – разлетелись, пузыри!» - дети разбегаются. При словах «Раз, два, три – собирайтесь, пузыри!» - дети снова собираются в круг и обнимаются. Фиксируется эмоциональное отношение детей к процессу;
Демонстрируют навыки совместной деятельности
Продолжение деятельности Меняет условия опыта, задавая вопрос:
А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?
Предлагает детям добавить цветные пищевые красители в емкости с мыльным раствором с целью получения цветного рисунка на расстеленном на полу листе бумаги;
Уточняет технику безопасности (цветные пузыри могут замарать одежду, ковер)
Дети отвечают на вопрос
Добавляют в емкости с мыльным раствором красители;
Выдувают цветные пузыри над листом бумаги, Получают цветной рисунок (пузыри, опускаясь на бумагу, оставляют цветные круги, образуя удивительные узоры);
Знакомы с технологией рисования мыльными пузырями;
Демонстрируют достижения.
Подведение итогов
Задает вопросы:
Что вы сегодня узнали о мыльных пузырях?
Что вам понравилось, запомнилось? Что больше всего порадовало?
А хотели бы узнать еще что-то новое о мыльных пузырях?
А кто вам в этом может помочь?
Хвалит детей, прощается,
вручает им флакончики с мыльными пузырями и емкости с приготовленными растворами. Отвечают на вопросы, обобщают с помощью педагога полученную во время деятельности информацию;
Прощаются, уходят. Соотносят продукт результата деятельности с намеченным планом