Ирина Иванова
Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Ирина Владимировна
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Выборгского района Санкт-Петербурга
Экспериментирование в ДОУ как фактор развития
у детей младшего дошкольного возраста
интереса к познавательно-исследовательской деятельности
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности в качестве основного принципа дошкольного образования.
Публикация «Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Согласно ФГОС ДО, развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.
Для младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования.
Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.
Взрослый должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они действуют самостоятельно.
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты, не был в роли наблюдателя. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам.
Экспериментирование - важный, простой и очень интересный для детей способ ознакомления с окружающим миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием можно и в домашних условиях.
Очень важно в процессе экспериментирования задействовать каждого ребенка.
Таким образом, специально организованная педагогом исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность, что и требуется согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Литература
2. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12
3. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007