Ольга Мозгарева
Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей.
Мозгарева О. А., воспитатель
МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе
Цель:
• Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Публикация «Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Продолжить формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3. Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей. Существует несколько точек зрения на понимание того, что есть творчество. Некоторые полагают, что если ребенок занимается, например, изобразительной деятельностью, то он занимается творчеством, действуя по образцу, предлагаемому взрослым. Другие считают творчество исключительно самостоятельной активностью ребенка, в процессе которой он создает какой-либо продукт.
Я исхожу из другого понимания сущности творчества: творчество есть процесс создания принципиально нового продукта. Этот продукт должен быть действительно новым, то есть таким, которого раньше не было. Здесь возникает вопрос: откуда может быть взят этот продукт? В результате озарения?
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. За-порожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования совершаются с помощью действий. Поэтому проблема свелась к тому, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта. Именно этот подход привел в конечном итоге к пониманию того, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.
Способности к преобразованию изучались в исследованиях Н. А. Багдасаровой, Л. Ф. Баяновой, О. Д. Галимова, Е. С. Ермаковой, Е. Е. Кра-шенинникова, И. Б. Шияна, О. А. Шиян и других, выполненных под руководством Н. Е. Вераксы. Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию. А именно, получается, что новое возникает в результате преобразования того, что имеется у человека на данный момент
Например, у нас имеется кусок пластилина. В качестве свойства этого куска мы можем выделить его длину. Итак, у нас кусок пластилина, имеющий длину. Можем ли мы преобразовать его? Конечно.
Если мы считаем, что кусок пластилина короткий, то мы можем сделать его длинным. Для этого надо либо раскатать его в «колбаску», либо добавить еще кусок пластилина.
Если же мы считаем кусок пластилина длинным, то можем сделать его коротким, отщипнув часть пластилина или сплющив его.
Если мы рассмотрим другое свойство пластилина — он тонет в воде, то сможем сделать так, что он будет плавать, придав ему форму лодки.
Если мы считаем, что пластилин мягкий, то можем сделать его твердым — для этого достаточно положить его в холодильник и т. д.
Во всех этих случаях мы преобразуем исходную ситуацию по опре-деленному правилу: выбираем какое-то свойство ситуации и превращаем его в противоположность. Такая процедура называется действием превращения одной противоположности в другую. (Превращение является важнейшим из мыслительных действий)
Совершая действия превращения, воспитатель сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществляет это на практике. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: превращается день в ночь, зима — в лето, новые вещи — в старые и т. п.
Эти процессы лежат в основе соответствующих действий, которые мы совершаем, даже не задумываясь. Нажав на выключатель - темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования. Поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами (вода – лед). Моей задачей является в процессе познавательно-исследовательской деятельности обратить вни-мание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.
В процессе обучения мною предлагаются несложные, опыту дошкольников задания: все они носят ярко выраженный экс-периментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивают познавательную инициативу:
1. Измерим свой рост (разными способами).
2. Чудесные свойства песка (свойства песка в сухом и мокром виде).
3. Волшебная вода (сравнение прозрачной воды и подкрашенной гуашью).
4. Плавание тел.
5. Наоборот
6. Большой-маленький.
Предлагаемые исследования можно проводить и дома под руководством взрослого.