Марина Илюшина
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План–конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей средней группы
«Кто живет в почве».
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- формировать у детей умение классифицировать ползающих и летающих насекомых («Познавательное развитие»);
- расширять знания детей о «жителях» почвы: название насекомых, их отличия друг от друга («Познавательное развитие»);
Публикация «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- формировать у детей умение рассуждать по наглядному материалу («Речевое развитие»);
- учить изображать различных насекомых в лепке («Художественно-эстетическое развитие»);
- прослушивание стихотворения («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приемы:
1) решение проблемных ситуаций: выяснить, есть ли жизнь в почве, и если есть, то кто там живет;
2) практические (опыт, лепка);
3) наглядные (наблюдение за изменениями в почве, происходящие в результате проводимого опыта, рассматривание иллюстраций насекомых, показ приемов лепки: раскатывание прямыми движениями между ладоней, круговыми движениями, сплющивание и т. д.);
4) словесные (ситуативная беседа).
Материалы, оборудование:
-детское ведерко;
-совок;
-иллюстрации насекомых (земляной червь, гусеница, многоножка, мокрица, проволочник, клещ, пчела, муха, комар, бабочка);
-набор для лепки (на каждого ребенка);
-банка с водой;
-капроновая сетка;
-настольная лампа.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игра малой подвижности «Ползает-летает».
Познавательно-исследовательская Наблюдение за изменениями в почве во время проведения опыта, решение проблемных ситуаций: выяснить, есть ли жизнь в почве, и если есть, то кто там живет; экспериментирование.
Коммуникативная Беседа о насекомых, живущих в почве; вопросы
Изобразительная Лепка насекомых, живущих в почве
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Чтение стихотворения «Червяк», обсуждение
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Чтение стихотворения «Червяк».
Червяк у нас — подземный житель,
В земле червяк живет в ходах,
Он почв хороший разрыхлитель,
И толку много в червяках.
Червяк полезен для природы,
Где есть червяк — там жизнь цветет.
Червяк боится непогоды,
Когда водою ход зальет.
Тогда червяк наверх выходит,
Не залила чтобы водица,
Но дождик лишь едва уходит,
Под землю вновь уйти стремится. Прослушивание стихотворения «Червяк». Дети познакомились со стихотворением «Червяк»; у воспитанников появилось желание узнать о насекомых, живущих в почве.
2. Показ картинок с изображением насекомых и беседа по ним:
-Как вы думаете, какие еще насекомые живут в земле?
- Кто изображен на картинке?
- Какие это насекомые?
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются? Рассматривание картинок с изображением насекомых.
Ответы детей. Дети познакомились с различного вида насекомыми.
3. Проведение игры малой подвижности «Летает-ползает».
Педагог показывает картинки различных насекомых. При показе ползающих насекомых – дети приседают, при показе летающих насекомых – дети имитируют полет насекомых. Дети умеют классифицировать летающих и ползающих насекомых.
4. Проведение опыта.
Предложить детям на прогулке набрать земли и принести в группу для того, чтобы посмотреть, кто живет в почве.
-Ребята, посмотрите, видим ли мы кого-нибудь?
-Давайте нагреем землю и посмотрим, что произойдет.
Наливаем в банку воды, сверху кладем капроновую сетку и насыпаем в нее землю. Банку с водой и землей помещаем под лампу и нагреваем. Наблюдаем. Когда земля сильно нагрелась, в банку с водой упал червяк. Наблюдение и помощь педагогу в проведении опыта. Дети увидели, кто живет в почве.
5. Предложить детям изобразить в лепке насекомых, живущих в почве. Лепка насекомых, обитающих в почве. Дети умеют изображать насекомых в лепке; умеют раскатывать прямыми движениями между ладоней, круговыми движениями, сплющиванием.
6. Предлагает детям сделать вывод, ответив на вопросы:
- Для чего мы проводили опыт?
- Что мы увидели в процессе проведения опыта?
- Какие насекомые живут в почве?
- Какое насекомое ты хотел слепить, и получилось ли это у тебя? Отвечают на вопросы педагога. Делают вывод о том, что в почве живут различные насекомые, называют их.
Итоговое мероприятие: выставка насекомых из пластилина.