Адарич Елена
«Ребёнок пошёл в детский сад». Адаптация детей с ЗПР в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) в ДОУ и начальный период его нахождения в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс, более сильный по модальности, чем у ребенка с нормальным психическим развитием.
Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к ДОУ, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием новых условий. Как правило, у детей с ЗПР ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей с ЗПР вначале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным. При посещении ребенком дошкольного учреждения, при проведении коррекционно-развивающих занятий у детей с ЗПР адаптация может протекать легче. Без психокоррекционной помощи эти дети очень тяжело воспринимают новые сферы жизни, а особенно им трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Большое значения для адаптации детей с ЗПР в условиях ДОУ, играет общение. Когда ребенок приходит в детский сад, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей.
Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли новое окружение. Неблагоприятное положение детей с ЗПР в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на простой игре, дающей больше шансов на успех.
Трудности в адаптации у детей с ЗПР могут быть связаны с поведенческими проблемами:
- низкое усвоение норм поведения. На занятиях эти дети невнимательны, часто не слушают педагогов, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. В свободной деятельности происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к другим воспитанникам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в детский сад является огромным стрессом для детей с ЗПР. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Дети не имеют мотивации к занятиям, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию, они быстро утомляются. Дети с ЗПР обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Чтобы помочь детям с ЗПР быстрее адаптироваться к условиям ДОУ необходимо учитывать следующее:
• Соблюдение охранительного режима: дозированный объем предлагаемого учебного материала, применение здоровье сберегающих технологий;
• На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать;
• Необходимо проводить мероприятия по развитию сенсорной и моторной сферы.
Упражнения для развития общей моторики повышают функциональный уровень систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, влияют на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие тонкой моторики, умение производить точные движения кистью и пальцами рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Стимуляция сенсорного развития очень важна в целях формирования творческих способностей детей;
• Необходимо обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, важно проводить релаксационные игры.
• Для повышения уровня самооценки необходимо предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, беседе).
• Необходимо обучить родителей детей с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ЗПР на пользу и приведет к положительным результата.
Особенности адаптации детей с ЗПР к детскому саду:
1. Преобладание отрицательных эмоций, страх, гнев.
2. Нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми.
3. Снижение двигательной активности от чрезмерного возрастания до заторможенности.
4. Утрата навыков самообслуживания.
5. Снижение аппетита.
6. Нарушение сна.
7. Регресс речи.
8. Снижение познавательной активности.
Адаптация ребёнка может длиться от 2 недель и дольше.
Фазы адаптационного процесса.
1 фаза - острая: колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, снижение веса, частые ОРЗ, нарушения сна и т. д.
В среднем длится один месяц.
2 фаза - подострая: все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами.
Длится 3-5 месяцев.
3 фаза – компенсации: убыстрение темпа развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Степени адаптации детей с ЗПР к детскому саду.
Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение месяца; нарушения сна нормализуются в течение 7-10 дней; аппетита - через 10 дней. В течение 20-30 дней проходят неадекватные эмоциональные реакции; функциональные нарушения практически не выражены. Ребёнок не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
Адаптация средней тяжести – сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней; ориентировочная деятельность за 20 дней; речевая активность за 30-40 дней; эмоциональное состояние за 30 дней; двигательная активность приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается; возможны однократные ОРЗ длительностью 5-7 дней, также могут наблюдаться признаки психического стресса.
Тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, сопровождается грубыми нарушениями всех проявлений и реакций ребёнка; снижен аппетит, резкие нарушения сна. Ребёнок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии. Подавленное состояние может длиться в течение долгого времени. Ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Факторы, влияющие на успешность адаптации к ДОУ:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
2. Биологические факторы: токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребёнка в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни.
3. Осложняющие социальные факторы: отсутствие правильного режима, соответствующего возрасту; недостаточное количество дневного сна; отсутствие контроля родителей за правильной организацией бодрствования.
4. Индивидуальные особенности ребёнка.
5. Возраст ребёнка.
6. Уровень тренированности адаптационных возможностей.
7. Опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
8. Тип семейного воспитания, особенности личности родителей.