Лидия Канищева
Сенсорное развитие у детей раннего возраста. Задачи умственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается без каких-либо признаков интелекта, но, как сказал И. М. Сеченов,"корни мысли у ребенка лежат в чувствовании", т. е., прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др).
В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 годам достигает высокого уровня развития: ребенок тонко диференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, форме, величине, узнает знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовык представления (много, мало) и др. Основным средсвом сенсорного развития детей является правильная организация их деятельгости. Ребенок должен получать разнообразные впечатления, видеть предметы, действия взрослых, слышать различные звуки.
Публикация «Сенсорное развитие у детей раннего возраста, Задачи умственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребенка, если он воспроизведет эти действия в своей игре, поэтому нужны пособия, игрушки, пользуясь которыми ребенок практически знакомотся со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.
Полноценное сенсорное развитие возможно лишь при специальной оганизации восприятий ребенка, при руководстве со стороны взрослых. Без участия взрослых восприятие ребенка длительное время будет поверхностным, неполным и даже неверным. Сам ребенок не всегда может выделить в предметах наиболее существенные для данного предмета признаки.
Взрослые должны активно направлять восприятие ребенка на наиболее существенные характерные признаки предметов и явлений. Очень рано (на 3-4-м месяце) игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребенка.
Обеспечить полноценное сенсорное развитие - одна из основных задач при воспитании детей первых 3 лет. Следует научить ребенка вслушиватся, тщательно рассматривать, обследовать, тонко дифференцировать предметы, выделять их основные признаки, уметь на ощупь узнавать знакомый предмет, отличать предмет по форме, чвету, величине, расположению в пространстве (далеко,близко, развивать конструктивные и изобразительные способности. Нужно ставить перед ребенком задачи, при решении которых он должен ориентироваться на различные сенсорные признаки предметов (величину, цвет, форму). Например, подобрать по образцу шарик, одинакрвый по цвету, сгруппировать однородные предметы (шарики, бруски, палочки и др., по цвету или форме подобрать из двух-трех крышек соответствующую по форме коробки и закрыть ее и др. На основе этих способностей пебенок в процессе деятельности приобретает много знаний об окружающих предметах, их свойствах, много различных умений (строить, рисовать, лепить).
В конце 1-го года у ребенка начинает развиваться мышление. Это связанно с развитием речи, а именно со способностью на основе слова обобщать предметы.
На протяжении 2-го и 3-го года в процессе наблюдения за окружающим, действий ребенка с различными предметами, под влиянием развивающейся речи и общения со взрослыми происходит развитие первичных ыорм мышления. К концу 1-го года ребенок может знать уже несколько таких обобщенных слов. Он может устанавливать связь между отдельными явлениями, выделять в воспринимаемом основное, понимать смысл, делать элементарные сравнения и др.
Мышление ребенка раннего возраста носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, так как он мыслит главным образом о предметах и явлениях, которые он воспринимает и которыми действует в данный момент (А. В. Запорожец).
Развитие сенсорных и умсвенных способностей детей и является основной задачей их умственного воспитания. За 3 года жизни могут приобрести много знаний об окружающих предметах, явлениях (о явлениях природы, людях, их труде, жизни животных, качествах и свойствах предметов, элементарные представления о числе и др., они ориентируются во времени дня (когда настанет вечер, надо спать, хорошо ориентируются а помещении яслей или у себя дома, знают назначение многих предметов (карандашом рисуют, ручкой пищут, за столом обедают, на кровати спят и т. п.).
Формирование знаний и развитие ориентировки в окружающем являются второй задачей умственного вочпитания. Следует подчеркнуть, что в раннем детсве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умстенных способностей, которых он достигнет к этому возрасту, и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Больщое значение для психического развития ребенка имеет развитие внимания. Развитие внимания (его устойчивость и формирование произвольного внимания) в большой степени зависит от условий жизни, в частности от того, в каких условиях протекает деятельность ребенка.
При неправильной организации жизни детей в условиях детского учреждения может быть много причин, ведущих к закреплению неустойчивого внимания. Деятельность детей часто нарушается другими детьми. Они еще недостаточно осторожны, сами не умеют выбрать себе место, наиболее удобное для игры. При тесноте в манеже или в комнате дети могут мешать друг другу, при недостаточном количестве игрушек они отнимабт их друг у друга, из-за отсутствия необходимой координации движений часто случайно ломают сделанное другим, а все это мешает восприятию состредоточенности. Обеспечив детей разнообразными пособиями для их самостоятельной игры и правильно расположив игрушки в комнате, надо следить, чтобы дети не мешали друг другу.
Уже с первых лет у детей следует развивать память. Начало развития памяти связанно с образованием первых условных рефлексов. Ребенок рано узнает родных (4-6 месяцев, знакомые предметы, вспоминает, воспроизводит в своей игре виденное ранее и т. п. Если ребенок не только видел какое-то явление, но отобразил его в своих действиях, оно безусловно лучше закрепится в его памяти. Сначала следует вызывать воспоминания ребенка о недавнем событии, а затем и о более отдаленных по времени, напомнить, что ему купила мама, куда он вчера ездил, какие игрушки есть дома, устанавливать связь непосредственно воспринимаемого - с прошлым опытом ребенка. Рассматривая картинку с изображением детского праздника, надо вспомнить, что было на празднике, кто приходил и т. д.
Воспитание внимания и развитие памяти являются очень существенной задачей при воспитании детей раннего возраста, так как эти психические процессы имеют большое значение для умственного развития ребенка, необходимы для успешной учебной деятельности его в дельнейшем.