Екатерина Горелова
Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детский сад № 209» г. Саратов
Презентация
Обмен опытом по теме самообразования
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
воспитателя Гореловой Екатерины Сергеевны
высшая квалификационная категория
Срок изучения: 2 года
г. Саратов
Слайд 1
Публикация «Обобщение опыта работы „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Срок изучения – 2 года.
Слайд 2
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Слайд 3
В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей младшего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Поэтому цель моей работы - рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи данной работы :
. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме сенсорного развития детей, а так же изучить интернет – ресурсы.
. Раскрыть основные понятия по данной проблеме.
. Рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего возраста.
. Определить содержание и методы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
. Привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию
. Выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей младшего возраста.
. Провести исследование по сенсорному развитию детей, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Слайд 4
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т. п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Работая в группе младшего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Т. к с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с др. стороны имеет самостоятельное значение т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов деятельности.
Итак, Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Венгер Л. А. утверждает, "сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ".
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Слайд 5
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Как отмечает Л. А. Венгер, В. С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа:
1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т. е. при использовании одного предмета другой используется как образец.
2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.
3 этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.
Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.
Слайд 6
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя :
• Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
• Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• Три величины; большая, средняя, маленькая.
Слайд 7
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
• Формирование у детей систем перцептивных действий;
• Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
• Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Слайд 8
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• - является основой для интеллектуального развития;
• - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• - развивает наблюдательность;
• - готовит к реальной жизни;
• - позитивно влияет на эстетическое чувство;
• - является основой для развития воображения;
• - развивает внимание;
• - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• - влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Слайд 9
Итак, подводя итог теоретической части, что Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - базис его интеллектуального развития, основа познавательной деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. От того, как складывается сенсорное воспитание малыша, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.
Слайд 10
Сенсорное воспитание детей в нашей группе осуществлялось через разные формы работы :
• создание сенсомоторного уголка в группе;
• дидактические игры по развитию сенсорики;
• Оформление игрового участка летом «Творчески, с выдумкой»;
• Работа с родителями;
• Разработка перспективного планирования и конспектов занятий по развитию сенсорики;
• Диагностика
Слайд 11
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Слайд 12 – 13
В начале года нами были проверены сенсорные способности детей. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
Тогда,в работе были намечены следующие условия для выполнения задач:
использование дидактических игр,
создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учили детей различать величины и цвета, Развивали память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры и игры - самоделки: «С какого дерева листок?», «Ежики и грибочки», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Найди форму» и многие другие. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому приходилось использовать игры сюжетного содержания «Семья», «Ряжанье» и др.
Слайд 14
Работу по восприятию цвета, величины и формы продолжила совместно с родителями на групповом участке. Родителями были изготовлены «Паровозик», «Велосипеды», «Клоуны» песочная крышка впоследствии все эти атрибуты были покрашены в основные яркие цвета, которые способствовали закреплению цветов, а так же для игр.
Слайд 15
С родителями были проведены анкетирование, консультации, родительские собрания. Рекомендации, как играть с детьми в сенсорные игры, какие игрушки можно приобрести для детей, как оформить игровой уголок дома. Так же родители оказали помощь в пополнении сенсорного уголка своим творением.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей нашей группы.
Слайд 16 -17
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывался возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию проводили с детьми в возрасте от 2 до 3 лет.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Пример: ТЕМА: Красный синий
Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».
Слайд 18
В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям
Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.
Условные обозначения:
«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован
«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес
«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.
В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.
СПАСИБО ЗА