Людмила Бушуева
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет :
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
В дидактических играх по сенсорному развитию детей ЦЕЛЬЮ является - решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
С детьми 1 младшей группы были проведены следующие дидактические игры по сенсорному развитию :
1. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия
2. Нанизывание больших и маленьких колец на стержень
3. Складывание двухместной матрёшки
4. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
5. Выкладывание из мозаики на тему «Бусы»
6. Игра-соревнование «Гусеницы». На шнурок надеваются бусинки, одного или разных цветов, в зависимости от задания воспитателя, чья гусеница получиться больше.
7. Игры с прищепками
8. «Найди для каждой бабочки цветочек» Подобрать цветок подходящего цвета для бабочки
9. «Чудесный мешочек» на развитие тактильных ощущений.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа в данном направлении, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.