Нина Русских
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сенсорной комнаты
▼ Скачать +Заказ
Развитие интеллекта ребенка-дошкольника в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т. д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают большие проблемы при переходе ребенка в школу.
Публикация «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сенсорной комнаты» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки, развивать целенаправленное восприятие. Чувственный опыт является основой сенсорного воспитания, направленный на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, речевого, эстетического, физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей деятельности [1, с 17].
У детей с задержкой психического развития имеется глубокое сенсорное недоразвитие. Воспитанникам сложно ориентироваться даже в предметной деятельности, они не учитывают пространственные признаки предметов, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще заменяют манипулированием. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие проявляется не только на функционировании отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивных способностецй. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а впоследствии – чтением и письмом. [3, с. 105].
Организация развивающей предметной среды для воспитанников детского сада, представляется важным элементом в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития. В ДОУ имеется темная сенсорная комната «Золотая сказка», оборудование которой используется для сенсорного развития у детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия напряжения, тревожности, агрессивности, активизации мозговой деятельности и формирования положительного эмоционального состояния. Сенсорная комната оснащена современным оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционной, психологической работы с разными категориями детей. В сенсорной комнате проводятся занятия психологического и психотерапевтического воздействия : релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей; развитие и коррекция зрительно-моторной координации; сенсорно-перцептивной чувствительности; фиксирование внимания и управление им; поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимуляции положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей; возбуждение интереса к исследовательской деятельности; расширение кругозора ребенка. У воспитанников с задержкой психического развития после игр в сенсорной комнате улучшается настроение; снижается тревожность, снижается излишняя возбудимость, ускоряются процессы мозговой активности; стимулируются познавательные процессы.
Сенсорная комната оборудована разнообразными тренажерами для развития кинестетических, слуховых, визуальных реакций и обоняния. Развивая кинестические реакции, мы используем коврики разной текстуры: мягкие, шершавые, имеются игрушки из разных материалов (тканевые, плюшевые, пластмассовые, деревянные и др., надувные матрацы то же способствуют приятному приобретению тактильного опыта. Слуховые (аудиальные) реакции развивается при помощи релаксационной музыки, при этом музыкальное сопровождение используется фоном для занятий с другими материалами. На индивидуальных занятиях используются наушники, подключенных к стерео устройству, ребенок слышит свой собственный голос или голоса других, в результате этого ребенок получает положительные эмоциональные реакции. Визуальные контакты так же разнообразны, они создаются соответствующим освещением для «Сенсорной комнаты» : неоновые лампы, разнообразные светильники типа «Костер», «Вулкан», «Волшебный шар», «Звездное небо», «Пузырьковая колонна», зеркальные стены и др. Это вызывает «волшебный эффект» на потолке или стене. Музыкальный фон сопровождается определенным цветовым фоном. Достаточно спроектировать всего пару слайдов, цветовая гамма которых излучает спокойствие, умиротворение. Для развития обоняния мы используем разнообразие ароматических масел, что расширяет спектр обонятельных впечатлений ребенка, предлагаемые запахи и вкусы пробуждают фантазию ребенка. Используя «Сухой душ», воспитанники получают опыт по решению сенсорных задач, развивается воображение, мелкая моторика, ребенок успокаивается, расслабляется. Игра «Тактильные шарики» развивает познавательные процессы, память, внимание, мышление, перцептивные способности, воспитанники учатся различать разные поверхности по твёрдости и мягкости, тепла и холода.
Очень нравится детям ковер «Звездное небо», взаимодействие с которым оказывает стимулирующее воздействие на развитие тактильных и визуальных ощущений, восприятия, развивается воображение, появляются новые тактильные ощущения, снижается уровень психо-эмоционального и мышечного напряжения. Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» развивает внимание, визуальную и тактильную стимуляцию, успокаивает ребенка. Играя с волокнами, он приобретет новый тактильный опыт. Данный прибор эффективно использовать при работе с воспитанниками со слабым зрением. Использование песочного светового планшета способствует снятию психоэмоционального напряжения, развития сенсорных цветовых эталонов. С помощью игр «Нарисуй что это?», «Кто спрятался?», «Лабиринты» и др.
Эффективным в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития является прибор «Плазма-250». Этот цветодинамический проектор способствует снятию психоэмоционального напряжения, развитию зрительного восприятия, воображения, способствует активизации и концентрации внимания. С его помощью создаются визуальные эффекты, которые применяются в играх: «Назови цвет», «Какой цвет?», «Фантация» и др.
Использование напольных матов развивает общую моторику, ориентировку в пространстве, снимает психо - эмоциональное напряжение. Акустическая настенная тактильная панель развивает у воспитанников внимание, мышление, память, мелкую моторику, воображение, речь, координацию и стимуляцию зрительных и тактильных ощущений и восприятия. Используются игры «Найди и покажи», «Найди такой же» и др. Музыкальный центр и аудио записи создают комфортную психологическую атмосферу, снижает нервно – психическое напряжение, успокаивает и расслабляет. Кроме того, постоянно используется ионизатор воздуха, который насыщает воздух отрицательными ионами кислорода, укрепляет иммунную систему организма. Систематическое использование аппарата повышает умственную и физическую работоспособность занимающихся в темной сенсорной комнате. Дети с сенсорной депривацией разнообразно используют свое осязание для познания окружающей действительности - в противоположность нашему способу познания, который большей частью направлен на визуальное восприятие. Очень важно знать, как ребенок познает это новое пространство. Способ его передвижения по комнате определяет, где и на какой высоте нужно располагать предметы осязания. Эти объекты расположены так, чтобы ребенок имел возможность вступить с ними в контакт. С позиции лежа очень важен потолок. На потолке имеются зрительные раздражители, так как потолок находится вне досягаемости воспитанников на нем проецируются цветовые картины, картины «Звездного неба», «Космоса» и др. визуальные объекты.
В сенсорной комнате с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития работает дефектолог совместно с педагогом психологом, воспитатели, они развивают у воспитанников концентрацию внимания, зрительное восприятие, цветовосприятие, тактильное восприятие, зрительную память, активизируют внимание, снимают психоэмоциональное напряжение. Слаженная работа разных специалистов повышает эффективность коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР.
Таким образом, занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты развивают сенсорное восприятие окружающей действительности, служат основой познания мира ребенка с ЗПР, обогащают его чувственный опыт, дают положительные результаты в работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Библиографический список
1. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева – СПб. : КАРО, 2005. – 304 с.
2. Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : [Б. и. ], 1968. – 370 с.
3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / О. В. Защиринская,— СПб. : Речь, 2004. — 432с.
4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. - СПб. :ХОКА, 2007. – Ч. 1: Тёмная сенсорная комната.
5. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1975. – 239 с.
6. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М. : ООО Фирма “Вариант”, 2001.