Елена Шелапутина
Семинар-практикум с элементами тренинга «В гармонии с собой»
▼ Скачать
Цель: профилактика психологического здоровья
Задачи:
1 Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой
2 Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Материалы и оборудование: магнитофон; диск с релаксационной музыкой;
Ход семинара:
Ритуал «Приветствие»
Цель: создать легкую атмосферу, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление.
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:
первое слово – его имя,
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга „В гармонии с собой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
второе – блюдо которое он любит,
заключительное слово – название города.
Знакомство: Алексей, апельсин, Амстердам.
Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее.
Упражнение «Забота о близком»
Перед вами, в центре нашего круга, лежат листочки и ручки, возьмите по одному листочку. Вспомните, пожалуйста, о тех, о ком в последнее время (около шести месяцев) вам приходилось заботиться. Отметьте в своих листочках этих людей. А теперь посмотрите, есть ли среди первых трех перечисленных вами лиц вы? Если вы будете заботиться в первую очередь о себе и о своем здоровье, то сможете еще долгое время заботиться и о других, близких вам людях.
«Посудомоечная машина»
Цель: Прояснение и установление личностных границ в групповом взаимодействии.
Ход игры: Все участники становятся в две шеренги: одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Любой желающий выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.
Например: «Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры.»
Или: «Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок.»
Примечание
После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».
Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.
Ведущему важно:
- Быть внимательным к тому, чтобы участники следовали просьбе игрока в роли посуды, исполнили его волю так, как она была озвучена.
- С вниманием отнестись к тому, что скажет человек, покажет своим телом и лицом на выходе из «машины».
Эта методика хорошо сплачивает группу именно на почве проявления внимательности, чувствительности друг к другу и возможности доставить взаимное удовольствие, проявив взаимное уважение. Очень ценное свойство этого упражнения заключается в том, что в нем можно проявить свою индивидуальность, сообщить о своем отличии от других.
Игра – разминка «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Рисуночная техника «ЖИВОЙ ДОМ»
• Напишите (назовите) имена 7-8 человек из числа ваших родственников и
друзей, включая себя.
• На листе бумаги, изображен дом в котором есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог. Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т. д.
Интерпретация рисуночной техники «Живой дом» :
Техника позволяет за достаточно короткое время определить
какую роль в вашей жизни играет каждый член Вашей семьи, а также понять, какую роль в семейной системе Вы отводите себе.
Возможные интерпретации:
• фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, на которого все давят;
• стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
• окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает
надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
• крыша человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт
чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
• чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента
иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
• труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать
особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое
обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
• двери информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с
миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Упражнение-медитация «Сад моей души» (20 мин.)
1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.
Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Рефлексия
Просим педагогов выказать свое мнение о семинаре.
Что нового удалось узнать?