Екатерина Гордиевских
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум с элементами тренинга
Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов
Задачи: познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов;
научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями и исполнять роль медиатора в группе;
проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Вступление
Публикация «Практикум с элементами тренинга „Конфликты и способы их преодоления“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Как известно, мы сталкиваемся с конфликтами довольно часто, и в принципе – это процесс довольно естественный, хоть и опасный. У меня вопрос к вам, что такое конфликт и чем он так опасен? Есть ли плюсы у конфликта?
Причин у конфликта достаточно много, но сегодня я бы хотела рассказать вам о конфликтах в организациях. Часто конфликты преобладают в женских коллективах, в силу того что женщины более эмоциональны и зачастую конфликт носит «личностный» характер.
1. Игра капуста-картошка.
Разделиться на две команды. Доказать достоинства капусты и картошки;
1 группа – чем полезна капуста,
2 группа – чем полезна картошка.
Ваши ощущения, какие выводы?
Очевидно, что в конфликте оба оппонента считают себя совершенно правыми и каждый пытается довести до собеседника свою т. з., избирая при этом разные стратегии поведения. Какую стратегию используете вы – сейчас узнаем.
2. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Обсуждение.
Очень часто конфликт закрывает наши глаза, уши… мы не можем прислушаться, понять оппонента, определить его мотивы.
3. Упражнение «Слепой, глухой, паралитик»
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает
себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает
задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет
покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен
одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит.
В – глухой, но может видеть и двигаться.
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.
Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.
Вопросы: Ощущения? Сложности?
4. Конфликтные личности
Упражнение «Разговор по телефону»
«Типы людей, с которыми трудно общаться». Каждой группе выдается карточка с обозначением одного из конфликтных типов личности.
Ситуация: В одном детском саду воспитатель собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Задача: обсудить, написать, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.
Какие впечатления остались у вас от упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком легче?
5. Упражнение «Достойный ответ»
Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых написаны замечания о внешности или поведении человека. Например, используйте замечания: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах». Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.
Легко было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?
6. Упражнение «Атомы и молекулы»
Предложите воспитателям представить себя атомами и свободно перемещаться.
Называйте числа, например, два или три, и попросите участников объединиться в молекулы с
таким же количеством атомов. В конце упражнения попросите остаться в мини-группах.
7. Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».
Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».
Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
8. Рекомендации по предупреждению конфликтов
9. Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Предлагаю вам заполнить анкету.
Понравился ли вам тренинг?
Насколько важными для вашей работы были темы тренинга?
Получили ли вы новые знания и навыки?