МААМ-картинки

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать»

Лариса Сосновских
Семинар-практикум «Умение слышать и слушать»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум" Умение слышать и слушать"

"Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение невозможно. "

Антуан де Сент-Экзюпери.

Цели: Познакомить педагогов с правилами активного слушания, развивать умение четко излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции.

- Добрый день! Я рада встрече с Вами. Тема нашего семинара – практикума «Умение слушать и слышать"

Публикация «Семинар-практикум „Умение слышать и слушать“» размещена в разделах

Мы часто говорим: «Да, я слышу тебя», – и не задумываемся о том, что существует большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». Давайте разберемся, в чем разница (ресурсы интернета)

Я слышу:

Физическое состояние (часто происходит неосознанно)

Происходит время от времени

Применимо к каждому

Приходит автоматически – на слух

Непроизвольно

Достигается шумовой эффект

Не требует сосредоточенности

Затрагивает 1 из 5 чувств

Пассивное действие

Я слушаю:

Осознанное продолжительное действие

Предполагает последующий анализ полученной информации

Тот, кто умеет слушать

Требуется анализ и адаптация полученной информации

Сознательно

Осознание услышанного

Требует внимания и сосредоточенности

Затрагивает слух, зрение и нередко осязание

Активное действие

4 золотых правила для активного слушания:

Наблюдение за собеседником

Концентрация на предмете разговора

Уважение точки зрения собеседника

Не прерывание говорящего –сначала дать ему завершить свою речь

Как же стать активным слушателем:

1. Сосредоточиться на говорящем и не отвлекаться на посторонние шумы

2. Дать собеседнику свой отзыв о сказанном

3. Если вы ограничены во времени, можете мягко намекнуть собеседнику

4. Выслушать все внимательно и до конца.

5. Всегда обращать внимание на темп речи и жестикуляцию собеседника Записывать ключевые тезисы

6. Отключить эмоции

7. Не вдаваться в рассуждения до окончания речи говорящего

8. Просить повторить то, чего вы не поняли с первого раза.

Практическая часть.

Ход занятия.

1. Упражнение:“Мой собеседник ”.

Участники сидят в кругу. Для игры необходимо объединиться в пары. Парой становится человек, сидящий напротив. Необходимо за отведенное время (1,5 минуты) пообщаться с партнером и узнать про него как можно больше.

Примерные опорные вопросы:

1. Как зовут собеседника?

2. Чем увлекается собеседник?

3. Что собеседник ценит в себе?

4. Чем гордится собеседник?

5. Что Вас объединяет с собеседником?

6. Какие качества ценит в людях?

7. Что считает самым отвратительным?

8. Есть ли человек, который оказал сильное влияние на жизнь собеседника?

9. Есть ли заветное желание?

10. Чего бы собеседнику хотелось достичь в жизни?

Задание выполняется одновременно всеми парами.

После того, как время закончится, переходим ко 2-му этапу. Необходимо представить своего партнера группе. Для этого каждый участник по очереди рассказывает все, что он узнал о своем партнере.

Психолог задает вопрос после упражнения:

что Вы чувствовали, когда говорили Вы о своём партнере? Когда он говорил о Вас?

2. Притча «Страшный сон» (5мин)

Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

«Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

«Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ:

«Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать».

Вопросы для обсуждения:

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?

Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на «хорошей ноте».

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза».

А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка»

3. Упражнение" Сэндвич"

Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:

1. Ребёнок не хочет одеваться на прогулку

2. Ребёнок постоянно обижает одного из детей.

4. Упражнение «Яблоко и червячок»: (5мин)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций :

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)

Метафора общения.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Краеведение» «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества» Ушинский. Краеведение – основа воспитания патриотизма Краеведение.

Конспект занятия по обучению нравственности «Ум. Умение видеть хорошее. Умение прощать. Умение сотрудничать» Ум Творческое задание «Умный человек» Прочитайте детям пословицу: «Лучшее дарование — ум, худшая беда — невежество». Обсудите с детьми,.

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»Семинар-практикум «Логопедическое ассорти» Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Предлагаю к просмотру мою презентацию подготовленную мною к семинару-практикуму который проходил на базе нашего детского сада 8 ноября 2018.

Семинар-практикум «Общение и семейное воспитание» Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 83» города Нижнего Новгорода Прончатова Светлана Ивановна.

Семинар-практикум по здоровьесберегающим технологиям Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья через.

Семинар-практикум «Оригами» Складывание фигурок из бумаги традиционное японское искусство,которое называется оригами("ори"- сгибаю, "гами"- бумага). При помощи сгибания.

Семинар-практикум «Учимся экспериментировать» Семинар- практикум «Учимся экспериментировать». Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.

Рекомендация «Умение слушать и слышать» Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слышать другого только после того, как.

Занятия с родителями для формирования умений слышать и слушать ребенка Общение Задачи: - формирование умений слышать и слушать собеседника (ребенка); - развитие коммуникативных навыков родителей; - развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Умение слышать и слушать»
Опубликовано: 30 января 2019 в 20:39
+228Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Умение слышать и слушать»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сосновских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД