Лариса Сосновских
Семинар-практикум «Умение слышать и слушать»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум" Умение слышать и слушать"
"Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение невозможно. "
Антуан де Сент-Экзюпери.
Цели: Познакомить педагогов с правилами активного слушания, развивать умение четко излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции.
- Добрый день! Я рада встрече с Вами. Тема нашего семинара – практикума «Умение слушать и слышать"
Публикация «Семинар-практикум „Умение слышать и слушать“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Мы часто говорим: «Да, я слышу тебя», – и не задумываемся о том, что существует большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». Давайте разберемся, в чем разница (ресурсы интернета)
Я слышу:
Физическое состояние (часто происходит неосознанно)
Происходит время от времени
Применимо к каждому
Приходит автоматически – на слух
Непроизвольно
Достигается шумовой эффект
Не требует сосредоточенности
Затрагивает 1 из 5 чувств
Пассивное действие
Я слушаю:
Осознанное продолжительное действие
Предполагает последующий анализ полученной информации
Тот, кто умеет слушать
Требуется анализ и адаптация полученной информации
Сознательно
Осознание услышанного
Требует внимания и сосредоточенности
Затрагивает слух, зрение и нередко осязание
Активное действие
4 золотых правила для активного слушания:
Наблюдение за собеседником
Концентрация на предмете разговора
Уважение точки зрения собеседника
Не прерывание говорящего –сначала дать ему завершить свою речь
Как же стать активным слушателем:
1. Сосредоточиться на говорящем и не отвлекаться на посторонние шумы
2. Дать собеседнику свой отзыв о сказанном
3. Если вы ограничены во времени, можете мягко намекнуть собеседнику
4. Выслушать все внимательно и до конца.
5. Всегда обращать внимание на темп речи и жестикуляцию собеседника Записывать ключевые тезисы
6. Отключить эмоции
7. Не вдаваться в рассуждения до окончания речи говорящего
8. Просить повторить то, чего вы не поняли с первого раза.
Практическая часть.
Ход занятия.
1. Упражнение:“Мой собеседник ”.
Участники сидят в кругу. Для игры необходимо объединиться в пары. Парой становится человек, сидящий напротив. Необходимо за отведенное время (1,5 минуты) пообщаться с партнером и узнать про него как можно больше.
Примерные опорные вопросы:
1. Как зовут собеседника?
2. Чем увлекается собеседник?
3. Что собеседник ценит в себе?
4. Чем гордится собеседник?
5. Что Вас объединяет с собеседником?
6. Какие качества ценит в людях?
7. Что считает самым отвратительным?
8. Есть ли человек, который оказал сильное влияние на жизнь собеседника?
9. Есть ли заветное желание?
10. Чего бы собеседнику хотелось достичь в жизни?
Задание выполняется одновременно всеми парами.
После того, как время закончится, переходим ко 2-му этапу. Необходимо представить своего партнера группе. Для этого каждый участник по очереди рассказывает все, что он узнал о своем партнере.
Психолог задает вопрос после упражнения:
что Вы чувствовали, когда говорили Вы о своём партнере? Когда он говорил о Вас?
2. Притча «Страшный сон» (5мин)
Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
«Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
«Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ:
«Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать».
Вопросы для обсуждения:
В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?
Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?
Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на «хорошей ноте».
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза».
А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка»
3. Упражнение" Сэндвич"
Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:
1. Ребёнок не хочет одеваться на прогулку
2. Ребёнок постоянно обижает одного из детей.
4. Упражнение «Яблоко и червячок»: (5мин)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций :
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Упражнение «Прощание».
Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.
Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!