Юлия Герасименко
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- закрепление и уточнение о компонентах и требованиях к речи педагога;
- совершенствовать качество оформление высказываний основных языковых норм;
- профессиональная коммуникативная компетентность педагогов в речи.
План проведения семинара:
- Проблемы, требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие, что такое «культура речи».
- Практикум «Проверим свою грамотность».
- Рефлексия.
Ведущий: ст. воспитатель Ю. Е. Герасименко
Публикация «Семинар — Практикум „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты!
Сократ.
Часть I.
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:
«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.
Считается, что речь человека – его визитная карточка, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно по отношению к речи педагога, работающего с детьми. Одно из ведущих направлений деятельности воспитателя – формирование устной речи и навыков речевого общения. А дети — это наше отражение. Они подражают, перенимают нашу речь со всеми ошибками.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Поэтому к речи педагога сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды.
Давайте вспомним, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Вспомните, какими словами паразитами пользуетесь вы или ваш коллега по работе. (ответы педагогов)
Пример: часто употребляемые слов – паразитов
"Как бы
По ходу
Блин
Типа
Это, Это самое
На самом деле
Вот, вот так вот, ну вот
Ну, ну ваще
Короче, прикинь короче это самое
То есть
Практически, фактически
По-любому
Жесть, ужос, маза, полюбому, че
Ни о чем, вобщем (обязательно в одно слово)
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!
Мы сей час поиграем в игру «Цветик-семицветик» и вспомним определения семи компонентов речи.
Методические требования к речи педагога. Игра «Цветик-семицветик»
Педагоги отрывают по одному лепестку от цветка, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.
Например: 1.…. соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Так же необходимо отнести правильное использование невербальных средств общения, его умение педагога не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Часть II.
Организация: Разделиться на 2 команды и провести семинар в соревновательной форме.
I. Раздел “Одним словом”.
Задание №1: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
• Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
• Часть слова без окончания. (Основа).
• Все слова языка. (Лексика).
• Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
• Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
• Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
• Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
• Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
Задание № 2: Определите род существительных.
Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р.).
Задание № 3: “Родственные (однокоренные) слова”.
Выставить 2 картины с изображением стебля и сердцевины (цветок,
Внизу написаны слова (например: лед и дуб).
Педагогам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить к сердцевине.
• Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..
• Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Задание № 4: Доскажите слово.
Предложить командам добавить слово, продолжить диалог:
• Соль в солонке, а масло…
• У лошади хвост лошадиный, а у собаки.
• Медведь спит в берлоге, а волк…
• У кошки котята, а у слонихи…
• У собаки щенята, а у жирафа….
• Цыпленок желтый, а курица…
• Курица кудахчет, а утка…
• У коровы рога, а у козленка…
• У зайчихи зайчонок, а у индейки …
• Клест – зимующая птица, а лебедь…
• Сокол летает, а страус…
• У белки дупло, а у лисы.
II. раздел “Пословицы и поговорки”.
Задание №1: Найти ошибку и исправить.
• После драки много хромых (Храбрых).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
• На всякий урок (час) ума не напасешься.
• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Задание №2: Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
III. раздел “ В мире сказок”.
Задание №1: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, и вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
Рефлексия.
О речи много сказано. Хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём клад мудрости вековой.
В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.
(Каждому воспитателю в подарок)
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А. Ф. Кони.
«Красноречие — это живопись мысли» Паскаль Блез.
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» Галилео Галилей.
«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Низами.
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» А. П. Чехов.
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Из «Книги притчей Соломоновых»
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. Наполеон
Анкета
Оценка семинара
Ф. И. О педагога___
Из сегодняшнего семинара я извлекла…___
___
В ходе семинара мне понравилось…___
___
Какую бы тему хотела обсудить?___
___
Я оцениваю семинар …___
Дата ___ Подпись___
Спасибо всем за участие!
Используемая литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995