Татьяна Селиванова
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка?
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мелкую моторику — развиваем речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста необходимо использовать мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
хватание: ребенок учится захватывать предмет
соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Начать можно с самомассажа.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И. п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И. п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу
вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
развитие хватания
развитие согласованных движений обеих рук
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
развитие осязания
развитие мышления и воображения.
Игры:
"Прячем ручки",
"Спрячь в ладошке",
"Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы,
"Непослушные колечки" (игра в пирамидку,
"Забавные шнурки",
"Пришей пуговицу",
"Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок,
"Одеваем кукол",
"Поиграй на пианино",
"Пальчиковый театр",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
развитие согласованных движений обеих рук,
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
развитие внимания.
Методы обучения:
показ действий
действия руками ребенка
самостоятельные действия ребенка.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
"Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: в раннем возрасте у ребёнка имеются затруднения в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно развитие мелкой моторики именно через эти виды деятельности и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Рисование и лепка оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша.
Хорошим способом для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста является игра на "немой" клавиатуре. заранее на картоне или другом материале подготавливается клавиатура музыкальных инструментов, и малыши с большим удовольствием играют на воображаемом пианино, синтезаторе и т. д. Такую же функцию несут на себе современные детские книжки с музыкальными кнопками, а так же детские пианино и другие подобные музыкальные игрушки. Стоит ли в связи со сказанным говорить о двойной пользе музыкальных инструментов в жизни ребенка? Которые не только учат детей умению играть на том или ином музыкальном инструменте, но и развивают его речь и память.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, вы подготовите детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
В старшем возрасте занятия меняются. Можно заниматься с детьми аппликацией и оригами. Но наибольший интерес может вызвать работа детей с соленым тестом. Здесь происходит интереснейший творческий процесс. А результаты работы можно сохранить на долгие годы.
Привожу рецепт соленого теста:
1 стакан муки,
3/4 стакана соли,
5 ст. ложек растительного масла,
чуть-чуть теплой воды, Немного крахмала.
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.
Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Упражнения с тестом:
1. Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
3. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
4. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)
5. Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.
Вот еще несколько игр способствующих развитию мелкой моторики:
Узоры из ниток
Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
Аква гимнастика для пальчиков
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Колобки
Сейчас продаются мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Лучше изготовить такую игрушку самим. Во-первых, с эстетической точки зрения, не очень правильно мять мякиши, на которых нарисовано лицо. Во-вторых, свои игрушки можно сделать из шариков нужного цвета и размера, используя их не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы) .
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются взрослый, тогда ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
Сегодняшним детям можно по-доброму позавидовать. Огромное количество развивающих игрушек на все случаи жизни помогают всестороннему развитию маленького человечка. Для мелкой моторики существует огромное количество конструкторов, от простых пластиковых кубиков до Лего с мельчайшими детальками. Подберите своему чаду подходящий по возрасту комплект, и он с удовольствием начнет возводить дома и строить замки, тем самым развивая свои ручки.
Хорошо развивают пальчики крохи специальные крупные пазлы для самых маленьких (доска Сегена). Собирая игрушку, малыши не только развивают руки, но и тренируют логическое мышление.
Подарите малышу кубик-сортер с отверстиями, в который вставляются разные предметы, например, формочки для игры в песочнице. На каждой грани имеется выемка, в которой поместится только определенная игрушка.
На прилавках магазинов вновь появились красочные матрешки. Еще наши мамы развивали нас с помощью этой замечательной игрушки. Такой подарок доставит много радости и принесет пользу вашему малышу.
В детстве все любят слушать сказки. Если приобрести или смастерить игрушки для кукольного театра с любимыми персонажами, малыш с удовольствием оденет их на руку, заставляя кукол двигаться.
Помните! Развитие речи у ребенка напрямую зависит от мелкой моторики.
Развивая у малыша мелкую моторику, не стоит силой заставлять его выполнять те или иные действия. Все занятия должны проходить в легкой игровой форме и доставлять малышу радость. Успехов Вам!