Лучший педагог года

Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»

Олеся Бут
Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце, занимает место за столом в соответствии со схемой слова. Семинар-практикум проводится в виде конкурсов. Каждый конкурс оценивается от 1 до 3-х баллов.

Актуальность темы семинара – практикума :

Публикация «Конспект семинара-практикума „Развиваем речь детей“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

1-й блок: «Развитие артикуляции и мелкой моторики руки» :

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут, сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.

Конкурс «Знание органов артикуляции» :

вопросы по очереди задаются командам

- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык) Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края).

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).

Конкурс «Знание артикуляционных упражнений» :

команды получают картинки к артикуляционным упражнениям.

Члены команды должны:

- назвать артикуляционные упражнения по картинкам;

- подобрать 2 артикуляционных упражнения и объяснить их выполнение для детей определённого возраста (по командам – для детей млад. гр., сред. гр. и подготовит. гр.);

- выбрать из предложенного списка оптимальные формы проведения артикуляционной гимнастики для детей разного возраста (младший, средний и старший) – в контексте сказки, по образцу, по картинкам, с использованием игрушек, по названиям, под счёт.

«Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.

В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.

Конкурс «1,2,3 – упражнения подбери» :

«Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки определённой группы».

Командам раздаётся описание положения органов артикуляции для свистящих звуков, шипящих и сонорных. Члены команды должны подобрать комплекс артикуляционных упражнений для определённой группы звуков;

Свистящие –

Шипящие –

Сонорные (р, рь)

Конкурс «Знание упражнений пальчиковой гимнастики» :

Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) для детей определённого возраста;

2-й блок: «Развитие фонематического слуха и восприятия» :

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Игротека для воспитателей: педагог предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.

1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, педагог бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.

2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (зонт, мох, первые игроки передают мяч вторым игрокам и т. д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);

Конкурс «Придумайте рифму к слову» :

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители 3-х команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам.

Конкурс «Физ. минутка – средство развития

фонематического слуха» :

Члены команды должны придумать физ. минутку в сочетании с приёмами развития фонематического слуха (на выделение заданного звука из состава слов; на дифференциацию звуков; на определение позиции заданного звука в слове).

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Конкурс скороговорок:

- Команды получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно).

- Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов за все конкурсы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пальчиками мы играем, речь детей мы развиваем» Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки осени; Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные.

Конспект родительского семинара-практикума «Стили семейного воспитания» Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно.

Конспект семинара-практикума для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о таком важном вопросе как развитие мелкой моторики рук ребёнка. Специалисты.

Конспект семинара-практикума по рисованию для родителей совместно с детьми средней группы «Осенний город»Конспект семинара-практикума по рисованию для родителей совместно с детьми средней группы «Осенний город» Тема: «Осенний город» Цель: Взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного творческого развития ребёнка Задачи: 1) Познакомить.

Конспект семинара-практикума с детьми и родителями средней группы «Что за прелесть эти сказки!» Конспект семинара-практикума с детьми и родителями средней группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»автор воспитатель Стоякина Ирина Александровна.

План-конспект семинара-практикума для педагогов тема: «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» Цель: Познакомить коллег с нетрадиционными.

План-конспект семинара-практикума для родителей «Здоровый ребёнок — счастливая семья!» План - конспект семинара практикума для родителей «Здоровый ребёнок – счастливая семья!» Цель разработки: формирование у родителей мотивации.

Посещение семинара-практикума. Самообразование педагога (Фотоотчет)Посещение семинара-практикума. Самообразование педагога (Фотоотчет) 11 октября 2016г я посетила городской семинар- практикум "Информационная образовательная среда детского сада" Семинар проходил в МАДОУ.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 14:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Бут в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД