Ольга
Родительского собрания практикум-семинар «Развиваем мелкую моторику рук у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительского собрания практикум – семинар по теме : «Развиваем мелкую моторику рук у детей».
Цель: Познакомить родителей с различными развивающими играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей.
Задачи:
Публикация «Родительского собрания практикум-семинар „Развиваем мелкую моторику рук у детей“» размещена в разделах
1. Вызывать у родителей позитивное отношение к детскому саду;
2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома;
3. Показать как изготовить развивающие игры из подручных средств;
4. Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнения дома;
5. Научить родителей использовать, различные предметы в выполнение упражнений.
Оборудование:
• пригласительные на родительское собрание «Наши руки не для скуки» (с отпечатком детской ладони);
• презентация «Как мы провидим время в детском саду» и «Наша гимнастика для ручек»;
• заготовки из цветной бумаги для изготовления оригами «Елочка» и «Грибок»;
• самодельные игрушки - «Веселые гусеницы», «Прищепочки- затейницы»,
«Разноцветные ленточки»;
• конструктор, пазлы, мозаики, шнуровки;
• сыпучий материал (крупа-манная, клей, кисть, краски и заготовка изображений «Елочка», «Грибок».
Итоговый материал: Брошюрки «Поиграем с пальчиками».
Ход мероприятия:
I.
Добрый день Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительском собрании практикум –семинар по теме : «Развиваем мелкую моторику рук у детей». Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
Но для начала мы просим Вас посмотреть подготовленную нами презентация «Как мы провидим время в детском саду».
А теперь вернемся к теме нашего собрания и начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом?
Вопрос к родителям : Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Ответ педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.
Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше.
На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям : Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе, обратите внимание на экран мы будем их Вам показывать и пожалуйста, не стесняйтесь, повторяйте с нами. (Слайды)
1. «Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
2. «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
3. «Помощники»
1, 2, 3, 4,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть - чуть - сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
4. массаж прижимающий пальчики
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Мы с вами познакомились с четырьмя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который мы приготовили Вам, как брошюру, также воспользоваться книгой Е. Черенковой «Оригинальные пальчиковые игры».
II.
А теперь познакомимся с различными развивающими играми, которые можно сделать из подручного материала дома и поиграть с ребенком. Перед Вами расположены 3 стола, мы просим выйти к нам 7 родителей. (активные участники собрания).
1. Первый стол 3 человека (которые демонстрируют, как пользоваться этими игрушками)
• Шнуровка – это вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям : Часто такие игрушки стоят дорого, вы можете в домашних условиях изготовить такую игрушку? (Обмен мнениями).
Ответ педагога: простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
• «Веселая гусеница»
Ответ педагога: на картонной коробке вклеены горлышки из под пластмассовых бутылок в виде гусеницы, одной или несколько, задача детей закрутить крышку. Можно использовать разноцветные крышки- это изучение цветов. Гусеницы могут двигаться в разных направлениях- это позволит закрепить: ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО).
• «Прищепочки - затейницы»
Ответ педагога: - из плотного цветного картона Вы можете вырезать любые фигуры, а прищепки использовать как : Солнышко-лучики, Тучка – дождик, Ежик – иголочки…
2. Второй стол 2 человека делают поделку по заготовленному образцу.
«Ёлка».
Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).
Этапы выполнения:
- согните квадраты по диагонали
- склейте у полученных треугольников вершины
- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы
- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.
Вот и елка.
Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.
«Грибок».
Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.
Этапы выполнения работы:
- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.
- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.
- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.
- у основания треугольника взрослый делает надрез
- «ножка» вставляется в «шляпку».
Грибок готов.
Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге Е. Черенкова «Простейшие оригами».
Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям : Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Ответ педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Эта рабона нас ждет впереди и мы не раз покажем тот или иной прием.
Вот несколько самых простых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.
3. За третьим столом 2 человека выполняют поделку из круп по заготовке (Елочка и грибок).
На столе расположены два подноса с заготовками (рисунками, клей, кисть и краски. Родители наносят с помощью кисти клей на рисунок и засыпают его манной крупой, оставляя высохнуть, но так как это долгий процесс разукрасить не хватит времени.
Ответ педагога:
Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Вопрос родителям : Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Ответ педагога:
Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
Для развития мелкой моторики рук так же можно использовать:
• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже не стоит недооценить.
Мы благодарим родителей, которые согласились продемонстрировать предложенный материал.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
III.
Рефлексия: «Корзинка полезности проведенного собрания»
Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.
А теперь мы предлагаем взять по шарику, красному, желтому или зеленому и приклеить его в нашу КОРЗИНКУ ПОЛЕЗНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Зеленый лист - разговор был полезен, мы постараемся воспользоваться данными.
Желтый лист – информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.
Красный лист – Информация не была полезной, мне было скучно.