Наталья Родионова
Семинар-практикум для родителей «Речь — чудесный дар природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Речь – чудесный дар природы».
Форма проведения: семинар – практикум с использованием видеопрезентации.
Цель: демонстрация актуальности формирования правильной и красивой речи.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Речь — чудесный дар природы“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи;
- продолжить работу по взаимодействию с родителями.
Участники: родители, педагоги, дети.
Место проведения: музыкальный зал, группа.
План проведения.
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
- игра «Диалог»;
- ознакомление с результатами экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?;
- педагогический всеобуч «Развитие речи детей 5-6 лет»;
- советы педагога;
- мастер – класс «Гимнастика для языка».
3. Практическая часть. КВН.
4. Подведение итогов семинара-практикума :
- рефлексия.
Предварительный этап.
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь?».
3. Подготовка материалов и оборудования.
Ход мероприятия.
Вступительный этап.
(Родители рассаживаются полукругом, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой).
Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живописи, многогранности и меткости!
Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
На экране представлена цитата (слайд 1).
- «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое т трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» А. В. Толстой
На экране появляется тема семинара-практикума (слайд 2).
Педагог. Тема нашей встречи звучит как «Речь – чудесный дар природы».
1. Основная часть.
Игра «Диалог»
Педагог. А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
На экране слайд 3.
- Скажите, кто из вас заинтересован в том, чтобы ребенок говорил правильно?
- Кто считает, что его ребенок говорит внятно и понятно?
- Кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу о прочитанном произведении?
- Кому тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь в данном возрасте?
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей, которые понимают, что их дети разговаривают нечисто, звукопроизношение нарушено; родителей, которые постоянно знакомят с произведениями художественной литературы; родителей, понимающих актуальность и значимость нашей встречи.
Ознакомление с результатами экспресс-интервью
«Для чего нам нужна речь?».
На экране слайд 4.
Педагог зачитывает варианты ответов родителей, участвующих в экспресс-интервью:
- писать грамотно и чисто;
- общаться с другими людьми;
- общаться в интернете;
- говорить слова благодарности дорогим людям;
- красиво и оригинально выражать свои мысли;
- читать прекрасные стихи;
- петь русские песни; - хорошо учиться в школе.
Педагогический всеобуч
«Развитие речи детей 5-6 лет».
Педагог. Остановимся на возрастной норме речи детей от 5 до 6 лет.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более развернутыми фразы. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. Дети ориентируются на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование. Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря. Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу, сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
На экране слайд 5.
Информационный лист.
«Домашняя игротека»
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы или узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игры на обогащение словаря.
«Давайте искать слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И т. д.
«Угощаю».- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «горькие», «кислые», «соленые» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок». Из яблок сок … (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый); из вишни (вишневый; из моркови, апельсина ит. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.
«Мастерская Золушки». Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниток красивые узоры, панно. Очень красивые картинки получаются из цветных кнопок.
«Во время прогулки».
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
Педагогический всеобуч
«Влияние художественной литературы на речь детей».
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
На экране – требования к литературным произведениям (слайд 6)
Требования к литературному материалу:
- он должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;
- стихи, сказки, рассказы должны быть не слишком большими по объему, несложными по содержанию, доступными для понимания;
- «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» (К. Ушинский);
- одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;
- спрашивайте, о чем говорится, что происходит с главными героями;
- учите рассказывать сказки, начиная задавать по содержанию; передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать
свои мысли;
- учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Педагог. А сейчас предлагаю прослушать речь детей нашей группы в записи
(дети читают стихотворения, загадывают загадки, отвечают на вопросы и задания в речевых играх, рассказывают сказку по ролям).
Советы педагога.
Педагог. Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов.
На экране демонстрируются слайды 7, 8.
- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь : «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).
- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, – а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако, на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я. А. Коменский).
Мастер-класс
«Гимнастика для язычка»
Педагог. Мы все умеем разговаривать. Однако, не все знают о том, как появляются звуки, которые мы издаем в процессе разговора. Между тем все речевые звуки образуются от деятельности так называемых артикуляционных органов. Артикуляционная гимнастика для дошкольников – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, как можно лучше развить артикуляционный ребенка. Артикуляционная гимнастика помогает малышам укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Все упражнения проходят при участии мышц плечевого пояса, ротовой полости, грудной клетки и мышц лица. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения для неба, языка и губ, а также упражнения, направленные на улучшение произношения звуков речи.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
На экране показаны рисунки выполнения упражнений (9, 10, 11).
«Сердитый индюк». Пусть ребенок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
«Верблюжонок плюется». Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на языке образовался желобок. Предложите ребенку поплеваться, как верблюжонок, но беззвучно (и без слюны). Пусть посмотрит в зеркало, получается ли ямка на язычке. Нет? Надо попробовать еще раз.
«Как едет лошадка?». Предложите ребенку пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот едет лошадка, цокает копытами6 цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро».
Упражнения для губ: «Трубочка», «Заборчик», «Улыбка», «Хоботок».
Упражнения для языка: «Лошадка», «Грибок», «Часики».
Массаж:
а/ «покусать язычок»;
б/ «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»;
в/ расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
(Педагог предлагает выполнить данные упражнения и сделать массаж родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать, знакомит с правилами выполнения массажа, разбирает каждое отдельное упражнение).
2. Практическая часть.
Проведение КВН «Знатоки русского языка».
На экране показан слад 12.
Цели: способствовать обогащению знаний в области русского языка; развивать познавательную активность и самостоятельность; развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету; выявить знатоков русского языка.
Участники. Родители, дети.
Ход игры.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык.
Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Первыми приглашается команда детей «Почемучки». Встречаем их соперников – команду родителей «Мудрецов».
Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри (оглашаются Ф. И. О. членов жюри)
Ведущий. Итак, начинаем с приветствия команд.
Команда «Почемучка». Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть
Команда «Мудрецы». Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Задания каждого конкурса демонстрируются на слайдах 13 – 18.
Ведущий. Молодцы. Первый конкурс.
Задание для родителей «Отгадай ребусы».
1. 100л. (стол) 2. 40 а (сорока) 3. ДБ (дуб)
Задание для детей: «О какой букве идет речь».
1. Эти буквы словно сестры.
Разгадать их очень просто.
У одной сестры две точки,
Словно в лесенке гвоздочки. (Е и Е)
2. Эта буква завитушка
И пружинка, крендель, стружка. (З)
3. На этой букве, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки. (Н)
Ведущий. Пока жюри оценивает первый конкурс, мы поиграем в игру «Подбери рифму». Попробуйте подобрать синонимы к последним словам в рифму. Это очень интересно!
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от работы (труда).
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу торопятся (спешат).
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную берегут (хранят).
Слово предоставляется жюри.
Ведущий. Продолжаем КВН. Второй конкурс «Разминка».
Задание для команды «Почемучки» : вас ждет игра «Читай наоборот»
ЛОГ, ТОК, ПАРА, СОН.
Задание для команды «Мудрецы» : игра «Поставь ударение». Послушай, что бывает, если ударение в слове поменять:
Баловать, каталог, менеджмент, жалюзи, закупореть.
Ведущий. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно. Поэтому следующее задание разминки «Кто кого переговорит». Задача – вспомни и назови скороговорки.
Команды выполняют задание.
Ведущий. Просим жюри оценить наш конкурс «Разминка», а у нас музыкальная пауза.
Дети исполняют танец «Разноцветное детство»
Ведущий. Третий конкурс – «Грамотеи»
Задание для «Почемучек» : игра «Зашифрованные слова». Конкурс проводится в виде эстафеты. Дети по одному подбегают к мольберту, записывают первую букву изображенного предмета, «собирают» слово и читают его.
К А Р У С Е Л Ь
Задание для «Мудрецов» : игра «Отгадай кроссворд».
Напишите названия цветов и разгадаете кроссворд.
Вы узнаете, куда ходят все детки
Ведущий. Жюри подводит итоги, а у нас сказка.
Дети показывают музыкальный отрывок из мультфильма «Маша и медведь».
Ведущий. Следующий конкурс – «Звуковой анализ слова»
Игроки выполняют задания.
Ведущий. И последний конкурс для капитанов. «Расскажи стихи руками»
Капитан «Почемучек» рассказывает стихотворение руками, а противоположная сторона должна отгадать «рассказанное» стихотворение.
Капитану «Мудрецов» надо ответить на следующие вопросы:
- Шоколадное яйцо (киндер-сюрприз)
- За чем во рту язык (за зубами)
- Что делает речь красочной, образной (пословицы, афоризмы)
- Наука о воспитании и обучении (педагогика)
- Что никогда не лень делать (дышать)
- Никогда назад не возвращается (время).
Ведущий. Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза:
песня «Если с другом вышел в путь».
Объявляются результаты КВН, проводится награждение.
4. Подведение итогов собрания.
Рефлексия.
Педагог. Перед вами (на мольберте) красивая ваза. В нее нужно поставить букет. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, поставьте в вазу цветы. Если вы считаете, что все это вам знакомо, мы используем это в семье – бутон. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте вазу листочками.
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания.
Используемая литература.
1. Осипова Л. Е. Речевое развитие ребенка. М., 2008г.
2. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1998г.
3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М. : ВАКО, 2011г.