Татьяна Корзникова
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» по мультфильму «Гуси-лебеди» с элементами квест-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Проверьте свою грамотность. Квест-игра «Гуси-лебеди».
Уважаемые коллеги!
Сейчас переходим к практической части нашего мастер-класса. Взаимосвязь речевого развития детей и культуры речи воспитателя рассмотрим при помощи игры, составленной на основе квест-технологии.
Хочется сказать, что педагог обязан руководствоваться научно обоснованными и апробированными на практике технологиями, способами и приемами, позволяющими прививать ребенку определенные умения и навыки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развиваем речь детей и взрослых“ по мультфильму „Гуси-лебеди“ с элементами квест-технологии» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лебедь. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси лебеди». Квест-игры
- Темочки
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательно-образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и воспитателя. (В. М. Монахов).
При систематизации таких приемов вырабатывается педагогический метод.
Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
Под методами обучения в настоящее время, как правило, понимаются обобщенные способы деятельности в процессе обучения.
Прием в педагогике – это практический механизм применения воспитательно-образовательных методов в педагогическую технологию.
Методические приемы чаще всего определяются как «составная часть методов обучения.
В нашей квест-игре все педагогические способы направленны на решение одной возникшей проблемы:
Схема № 1.
Квест-технология
Педагогические способы
Сюрпризный момент;
Мотивация детей;
Единый сюжет
Педагогические приемы
Игровые задания;
Подсказки или ключи;
Бонусы или призы
Отсюда следует, что метод, применяемый в нашей квест-игре - ПРОБЛЕМНЫЙ.
Активизация мыслительной деятельности.
Уважаемые коллеги! Какой детский сад без загадок. Их просто обожают дети. Итак:
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Муха-Цокотуха)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей Разбойник)
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Умницы! Прошу четырех воспитателей выйти на сцену. Вы - непосредственные участники квест-игры.
Остальные помогают – озвучивают происходящее на сцене. На местах, где сидят воспитатели, находятся картинки. Ваша задача в нужный момент произнести звуки, характерные предметам, изображенных на картинках.
Цель: четко и правильно произносить звуки и слова:
- Ветер- фууууууууууу-фуууууууууууу;
- Деревья – шумят Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш;
- Кукушка – ку-ку-ку-ку;
-Пчелы – Ж-Ж-Ж-Ж;
- Воробей – Чик-чирик, чик-чирик;
- Кошка – Мяу-мяу;
- Собака – Гав-гав;
- Лягушка – ква-ква.
- Сова – уф-уф.
- Комар - ззззззззззззззз
- Лошадь – цок-цок-цок.
Сюрпризный момент.
Ведущий:
- Мы отправляемся с вами в сказку. Только вот в какую, никак не могу вспомнить. Ой, посмотрите, какие интересные предметы у меня на столе. Может, они помогут в какую сказку нам сегодня отправиться. Выношу на подносе предметы: яблоки, пирожки, камни и рисунки – печь, яблоня, речка. Распределите предметы по картинкам. Назовите сказку в которой были все эти предметы. (Гуси-лебеди).
Ведущий.
- Молодцы! Вспомнила.
Включается видео-ролик сказки «Гуси-лебеди».
СКАЗКА
Ведущий.
- В один прекрасный день. Родители девочки и мальчика отправились в город на ярмарку. И дочке строго-настрого приказали смотреть за братцем. Цокот копыт лошади становился все тише и тише. А солнце светило все ярче и ярче. Легкий ветер проносился над деревьями. На ветвях которых весело чирикали воробьи и сердито жужжали пчелы. Во дворе дома собака гонялась за кошкой.
А на лужайке резвились подружки.
Ведущий.
- Что случилось с детьми? Кто помнит?
Основные участники:
- Девочка с подружками заигралась и не уберегла братцы.
- Гуси-лебеди злой Бабы-яги схватили братца и унесли за высокие горы и дальние леса.
- Заплаканная сестрица побежала искать братца.
Комментарий ведущего.
Вы все знаете, что жизнь маленького человечка начинается с познания окружающего его мира. Элементами познания у ребенка являются сказки, рассказы, стихотворения, поэтому очень важно чтобы в жизни ребенка была сказка. У нас в деятельности с детьми сказка выступает не только как педагогический прием приобщения к художественной литературы, но и как единый сюжет нашего занятия. Также, озвучивание сюжета сказки позволяет педагогу в игровой форме формировать звуковую культуры речи.
Но каждый педагог вправе использовать свои приемы и методы для единого сюжета и для формирования компонентов образовательной области «Развитие речи». Здесь ограничивающим фактором может являться только границы фантазии воспитателя и его творчества.
Ведущий. Продолжаем наше занятие.
Не мало испытаний предстоит пройти девочки. Поможем девочке найти братца?
СКАЗКА
Долго ли коротко бежали девочка. Но деревья шумели все громче и громче. Вместо веселых воробьев на ветвях сердилась кукушка и зловеще пищали комары. На пути девочке встретилась печка.
Помните, о чем попросила печку девочку?
Печка: Растопила меня, чтоб я смогла испечь пироги, и я укажу тебе дорогу.
Чтобы печка растопилась, девочке нужно выполнить задание.
Уважаемые коллеги! Предлагаем задание, которое помогает детям развивать понимание речи и обогащать речевой словарь.
Задание № 1 Словесные игры для развития и
обогащения активного речевого словаря
На доске рисунки: орел, крокодил, крыло, зеркало, а перед участниками слова:
- хищный, ширококрылый… – орел (ЦВЕТОК)
- зеленый, прожорливый… – крокодил (ЛИСТ)
- перьевое, серое… – крыло (КАРАНДАШ)
- блестящее, гладкое… – зеркало (РЕКА).
Выбирайте свой рисунок, находите подходящие к рисунку слова и соотнесите предложенные слова с картинами. Берем свой конверт с рисунком. При успешном решении каждого задания, полагается бонус, которым можно будет воспользоваться, когда будут собраны бонусы.
Уважаемые коллеги! Если дети не читающие, то педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
Переход к следующему заданию.
Уважаемые коллеги! Здесь показан прием каким образом переходить от одного задания к другому. Вы видите, что только когда дети выполнят задания, они получают следующее задание, уже по подсказкам, т. е. к какому заданию нужно переходить.
Если не выполняется задание, то на помощь приходят другие дети. Но задания даются по силам и в соответствии с возрастом ребенка.
В конвертах картинки
- Цветок – душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист – осенний, желтый, большой, маленький, опавший…
- Карандаш – новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий….
- Река – быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…
Придумайте прилагательные к вашим предметам, изображенных на рисунке.
Скажите какой (чем больше прилагательных, тем лучше).
Ведущий.
СКАЗКА
- Задымила печка. Поблагодарила девочку. Дала ей в дорогу пирогов – наши бонусы. Дальше побежала девочка. А на пути у нее - яблонька, которая просит спасти ее ветви от тяжести яблок.
Уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание, задания составлены таким образом, что охватывают все компоненты речевого развития :
- развивающая речевая среда;
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
- художественная литература.
Сейчас предстоит выполнить задания на формирование грамматического строя речи и связной речи.
Задание № 2. Словесные игры на распознавание частей речи,
выяснение взаимосвязи между ними
А) Два – один. Образование из двух простых слов одного сложного:
Задание: дети открывают свои конверты с рисунками. И по двум рисункам составляют одно слово, по нему находят следующий конверт, где будет нарисовано придуманное им сложное слово:
- снег и падать – снегопад (ЦВЕТОК,
- лес и полоса – лесополоса (ЛИСТ,
- птица и ферма –птицеферма (КАРАНДАШ,
- небо и склон – небосклон (РЕКА).
- лес и рубить – лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Из конвертов достают семейку животных. Перед детьми лежат рисунки животных. Отобрать те, которые составляют семью: папа-мама-их дети. И назвать каждого.
Б) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
(СНЕГОПАД) – Мама – лиса, папа – лис, малыши – лисята. (1)
(ПТИЦЕФЕРМА) – Гусь, гусыня, гусята. (2)
ЛЕСОПОЛОСА) – Петух, курица, цыплята. (3)
НЕБОСКЛОН – Кот, кошка, котята. (4)
Вместо рисунков, можно детям предложить цифры – повторения счета в пределах 5.
Ведущий.
СКАЗКА
- Угостила яблонька девочку своими яблоками – БОНУСЫ, расправила ветви, пропустила девочку и путь ей указала. Долго ли коротко шла девочка. Дорогу ей загородила речка. Запрудилась речка, не может течь дальше. Просит девочку, чтоб она расчистила ее камней.
Уважаемые коллеги! Рассматриваем задания на связную речь, в частности на умение выражать собственное мнение.
Задание № 3. Речевые игры для формирования умения
выражать собственное мнение
Задание «В мире сказок» - современная реклама. В рекламной газете участники находят объявления под номерами 1, 2, 3, 4. Находят свою рекламу, зачитывают.
Задание: назовите героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение, кто его автор.
Участники зачитывают по одному понравившемуся объявлению:
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин).
• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Н. Толстого).
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
• Отмою все! («Мойдодыр» из произведения К. И. Чуковского).
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. («Гуси-лебеди»).
Отгадали – получите БОНУСЫ.
Ведущий.
СКАЗКА
Потекли воды речки вдоль кисельных берегов. Пропустила девочку на другой берег. А лес все темней становится, деревья все зловеще шумят. Пугали девочки крики совы и лягушки. Долго бегала девочка по полянам и лесу. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках, а там братец с Бабой-ягой. Схватила девочка братца и побежала с ним домой, Злая Баба-яга бросила за ними в погоню своих гусей-лебедей.
Чтобы гуси не увидели детей, выполняем задание. Это задания на развития ассоциативного мышления детей.
Каждый находит по рисунку сказки находит свое задание в конверте:
- «Морковь» («Сказки о рыбаке и рыбке»)
- «Снег» («Курочка Ряба»)
- Медведь («Золотой ключик или Приключения Буратино»)
- Рябина («Доктор Айболит»).
Задание № 4. Развития ассоциативного мышления детей
Уважаемые коллеги!
Ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств, предметов и явлений до построения моделей, и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное практически всем детям.
Для осуществления такого вида задания можно создать таблицу, которую правильней назвать опорой.
В первом столбце опорой стали слова (или символические изображения, которые заключают в себе смысл: «Какая?», а во втором – «Что такое же?». Предлагается составить загадки, используя опору. Предложенные слова: морковь, снег, медведь, рябина.
Морковь
Какая? Что такое же?
Длинная Сосулька
Оранжевая Апельсин
Хрустящая Сухарь
Получилась загадка:
Длинная – как сосулька,
Оранжевая – как апельсин,
Хрустящая – как сухарь.
Снег
На что похожа? Чем отличается?
На вату Тает
На покрывало Утюгом не погладишь
На сухарь Нельзя есть
Получилась загадка: Как вата – но тает,
Как покрывало – но утюгом не погладишь,
Как сухарь – но есть нельзя. (Снег)
Медведь
Кто? Какой? Что делает?
Предложение
Зверь Мохнатый
Большой
Коричневый Рычит
Лакомится
Спит
Зимой спит в берлоге
Получилась загадка: Какой зверь большой и мохнатый, рычит, лакомится и зимой спит в берлоге?
Рябина
Кто? Какой? Что делает?
Предложение
Дерево Тонкое
Кудрявое
Красное Растет
Зеленеет
Цветет
Ягоды любят снегири.
Получилась загадка: Кудрявое дерево, красные ягоды которой любят снегири.
Ведущий.
- Молодцы! Получите БОНУСЫ. Вот и гуси-лебеди не увидели и пролетели мимо.
БОНУСЫ – это свернутые пополам бумажки, внутри которых написаны слова.
Уважаемые коллеги! Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.
Часть III.
Рефлексия «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Ведущий.
- Вот и закончилось наше путешествие. Назовите какие бонусы вы собрали?
А правильно ли мы произнесли эти слова?
Задание: Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, завидно, баловать, сливовый, свекла, щавель, шарфы, торты, банты, каталог, жалюзи, туфля, включить, звонить, квартал, столяр, облегчить. Открываем наши чудесные конверты. Вам в подарок главный бонус «Запомни ударение». Зачитайте, всем. Это вам подарок за вашу помощь.
Уважаемые участники! Перед вами опорная схема. Осталось невыполненным одно задание «Неоконченное предложение» :
- Мастер-класс сегодня познакомил меня с?
- Выполнять задания мне помогало…
- В ходе семинара мне было…
Ответы фиксирую на в таблице, которая вывешена на экране.
Познакомил с чем? Что помогало выполнять задания участникам? В ходе мастер-класса вам было….?
Технологией смекалка комфортно
Игрой сообразительность забавно
Вывод: Квест – это игровая технология, в ходе которой у ребенка формируются знания, смекалка, и сообразительность ребенка в комфортных для него условиях.
Уважаемые коллеги!
Выразите свое отношение к мастер-классу. Поднимите соответствующий смайлик:
Отлично – красный
Хорошо – желтый
Плохо -синий
Литература:
1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009 г.
3. Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.