Елена Нафанаилова
Семинар-практикум «Научим вас»
Семинар – практикум «Научим Вас»
Дата: октябрь 2018 год
Воспитатель: Е. В. Нафанаилова
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.
Форма проведения: круглый стол
Публикация «Семинар-практикум „Научим вас“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход собрания:
Воспитатель: Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.
Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.
Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:
а) самостоятельно одеваться, умываться;
б) внимательно слушать и слышать;
в) правильно говорить и понимать то, что ему говорят;
г) спокойно сидеть в течение 45 минут;
д) быть внимательным;
е) уметь самостоятельно выполнять домашние задание.
Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.
Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.
Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально.
Поэтому, не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.
Далее я познакомлю вас со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
1. Своё имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес. 4. Свое село, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет». Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности,
• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Все мы знаем, что жизнь дошкольника отличается от жизни первоклассника. Сейчас проведем «Экзамен для родителей». Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов:
Примерные вопросы:
• -Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
• -Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
• -Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
• -Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
А сейчас отдохнем:
Нужно встать в круг и взять друг друга за руки, двигаться по кругу под музыку.
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят поспать
• Выходят в круг и хлопнут в ладоши те родители, которые любят сладкое.
• Выходят круг и танцуют те родители, которые: любят работать в огороде.
• Выходят круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.
• Выходят в круг и прыгают на двух ногах те родители, которые любят тратить деньги.
• Выходят в круг и кружатся те родители, которые любят путешествовать.
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят своих детей.
С первых дней школа предъявит ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.
Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них:
а) послушания;
б) сдержанности;
в) вежливого отношения к людям;
г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.
Как сформировать данные качества?
Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Реже слова «не хочу», «не буду».
Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был вежлив, скромен, почтителен с взрослыми и детьми, недостаточно ему говорить «Будь вежливым», «Веди себя скромно, прилично». Ему могут быть непонятны эти слова «вежливость, скромность, почтительность». Он может даже и не знать их значения.
Ему надо прививать правила вежливости (Памятки) (раздать памятки)
1. Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
2. Извиняться, благодарить за услугу;
3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.
Вы должны знать:
Самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей – это (хороший пример самих родителей). Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.
Не одергивайте ребенка без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Детское сердце очень чутко и ранимо, важно чтобы в раннем возрасте в сердце у ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым он верит.
Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.
Не забывайте:
Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.
Следите за своими поступками и словами.
Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.
Своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.
Тогда можно будет с уверенностью сказать, что воспитаете в ребенке все те качества, которые необходимы ему будут в школе и в жизни.
Правила детского общежития (прочитайте детям)
• Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
• Не дерись без обиды
• Не обижайся без дела
• Сам ни к кому не приставай
• Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
• Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
• И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
• Это я сказала о роли родителей в подготовке детей к школе.
• Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.
В детском саду воспитывают: самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества. Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.
Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.
На что надо обратить внимание…
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.
Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.
Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими творческими успехами.
В заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное системность, постоянство и терпение. Никто лучше вас не знает ребенка, поэтому мы желаем вам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу.
Памятка правила вежливости
1. Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
2. Извиняться, благодарить за услугу;
3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.
Правила детского общежития (прочитайте детям)
• Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
• Не дерись без обиды
• Не обижайся без дела
• Сам ни к кому не приставай
• Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
• Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
• И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.
В детском саду воспитывают: самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества. Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.
Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.