Елена Агеенко
Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Правовое просвещение родителей.
Задачи.
1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.
2. Провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.
3. Повысить сплочённость группы родителей.
Предварительная работа. Анкетирование родителей, направленное на выявление уровня правовой культуры.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Права маленького гражданина“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ход работы.
1. Приветствие:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас всех видеть на нашем семинаре. Сегодня мы поговорим о правах наших детей : вспомним, какие права существуют, в каких международных документах находят свое отражение, как соблюдаются и выполним небольшое практическое задание. Наш семинар будет проходить в форме диалога, поэтому я вас прошу быть активными. Мы начинаем.
2. Основная часть (Беседа) :
Воспитатель: Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. С наступлением ХХI века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность наделила не только взрослых, но и детей правами. Так что же это такое право? (Ответы родителей)
Воспитатель: Право- это система общеобязательных, гарантированных государством правил поведения, норм, зафиксированных в международных документах. Все дети от момента рождения, вне зависимости от расы и пола, наделены одними и теми же правами, которые отражены в международных документах.
- В каких международных документах закреплены права детей?
(ответы родителей)
- Основные международные документы, касающиеся прав детей :
Декларация прав ребенка.
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Всемирную Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование всеми правами и свободами. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Принята в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 30 сентября 1990 года. В данном документе закреплены обязательства и задачи всех государств перед детьми, определена роль семьи в развитии ребенка, защита детей во время вооруженных конфликтов, борьба с бедностью и многое другое.
Воспитатель: В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов. Какие законы РФ защищают права детей? (ответы родителей)
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
1. Конституация РФ - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, а значит и ребенка.
2. Закон от 24 июля 1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В нем описаны основные права и меры их защиты.
3. Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
4. Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на образование, осуществляет правовое регулирование отношений в сфере образования.
5. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан. Гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Практические задания:
Задание 1: перечислить основные права детей (ответы родителей)
Каждый ребенок, независимо от расы, национальности, пола имеет одни и те же права :
• Право ребенка на жизнь
• Право ребенка жить и воспитываться в семье.
• Право ребенка на имя и гражданство
• Право ребенка на заботу со стороны родителей.
• Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие.
• Право ребенка на свободное выражение своего мнения
• Право на отдых и досуг
• Право на медицинское обслуживание
• Право на бесплатное образование
• Право на жилье
• Право на равенство
• Право ребенка на защиту от насилия.
Задание 2: (работа с правовыми документами в мини-группах)
Карточка № 1.
1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).
2. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка, какое право они этим нарушали? (Он был не похож на других, нарушено право на сохранение индивидуальности).
3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища). Кто нарушил это право и кто помог восстановить права? (Лиса, Петух).
Карточка № 2.
1. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик»? (Правом на бесплатное образование).
2. Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (Право на личную собственность).
3. Какие права падчерицы нарушила мачеха в сказке Б. Гримм «Госпожа Метелица»? (права на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения или эксплуатации).
Задание 3. Закончи предложение «Ребёнок – это….»
Цель: формирование у родителей эмоционально-положительного от-ношения к детям.
Каждый родитель в группе, по кругу и поочередно дает определение слова «ребенок». Начало предложения обязательно включает такие слова: «Ребенок - это.». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным. При обсуждении акцентировать внимание группы на позитивных определениях.
Задание 4: «Идеальный родитель» «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе.
Когда родители завершат свою работу, можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, воспитатель задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Воспитатель: сегодня мы с вами хорошо поработали. Поговорили о правах детей, о том, как это важно, защищать и беречь наше будущее поколение. Конечно, многое зависит от государства, в котором мы живет, но еще больше зависит от нас - взрослых. Любите своих детей и уважайте их права.
А закончить наше заседание хотелось бы стихотворением:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!