Людмила Казакова
Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями.
Задачи:
1. Формирование представлений о стрессе.
2. Актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
3. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.
4. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
5. Формирование навыков саморегуляции.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Стресс и как с ним бороться“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
6. Гармонизация отношений внутри коллектива.
Материал:
1. Ноутбук, интерактивная доска.
2. Музыка для релаксации.
3. Клип «Цветотерапия».
4. Карточки одиннадцати цветов для определения цвето-настроения (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, коричневый, белый, черный, серый).
Методы:
1. Аутотренинг.
2. Медитационные техники.
3. Релаксационные техники.
Предшествующая работа: анкетирование педагогов, составление презентации.
Ход семинара-практикума
Теоретическая часть
Педагог-психолог : сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации.
Сегодня мы попробуем разобраться, что такое стресс и какое воздействие он оказывает на наш организм.
Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:
1. А что же это такое – стресс?
2. Когда/из-за чего он возникает?
3. Какими ощущениями сопровождается?
4. Как с ним бороться?
(Педагогам предлагается высказать свое мнение)
Предварительная диагностика показала, что … (подводится итог).
Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
Стресс (англ. – нагрузка, напряжение). Термин «стресс» ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 году.
Стресс – это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновения стресса. Следует отметить, что, пока наш организм способен ответить на данные раздражители, беспокоиться не стоит, но, если организм поддается этим агрессорам и не выдерживает их «напора», стоит насторожиться.
Основные признаки стресса :
– физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
– эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
– поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.
Виды стресса :
1. Физиологический (действие физических нагрузок, болезни)
2. Психологический (действие моральных и психологических перегрузок)
3. Эмоциональный (ситуации угрозы)
4. Информационный (информационная перегрузка)
Практическая часть
Педагог-психолог : прежде, чем мы начнем говорить о способах снятия стресса, мне хотелось бы предложить вам несколько терапевтических упражнений для снятия эмоционального напряжения.
Упражнение «Выбери цвет»
Цель: определение своего эмоционального состояния
Педагог-психолог : выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит.
Упражнение «Комплимент»
Цель: повысить самооценку педагогов.
Педагог-психолог : передавая клубок, вы озвучиваете положительное качество соседа, а сосед в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику.
Например: – Елена Петровна, Вы умная.
– Да, я умная. Вы, Светлана Павловна, общительная.
Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но, чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.
Педагог-психолог : стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями. Такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.
Теория с шариком «Гнев»
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.
Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость.
Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит)
Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону)
Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание)
Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять).
Упражнение «Мои способы снятия стресса»
Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.
Педагог-психолог : какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы?
Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?
С некоторыми приемами я Вас познакомлю.
Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном.
Частота занятий зависит от степени усталости, напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Можно использовать приятную, мягкую музыку.
Упражнение «Приятный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.
Продолжительность: 10 минут
Педагог-психолог : примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:
Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…
Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна.
Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…
Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…
Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…
Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслаблены…
Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…
Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…
Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен…
Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа…
Медитация – является наиболее эффективным методом в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основана на достижении покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.
Техника может применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на перерывах, в транспорте и т. д.). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.
Упражнение «Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника) (можно привести эту технику как пример, но не проводить).
Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.
Необходимое время: 3-5минут.
Педагог-психолог : говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.
Во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.
Упражнение «Гудение» (голосовая техника)
Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.
Необходимое время: 3-5 минут.
Педагог-психолог : сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.
При групповом выполнении рекомендуем отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным либо приподнятым, эмоционально положительным.
Упражнение «Ласковый мелок» (тактильная техника)
Цель: снятие мышечных зажимов, релаксация.
Необходимое время: 5 минут на участника.
Педагог-психолог : участники делятся на пары по симпатиям. По очереди под музыку рисуют на спине друг друга. Затем делятся своими ощущениями.
Релаксационные техники позволяют достичь расслабления и отдыха за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, длительного обучения, успешно используются индивидуально.
Релаксация по «Бенсону» (можно привести для примера)
Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения, очищение сознания.
Необходимое время: 5 минут.
Педагог-психолог : сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознавайте свое дыхание. После выдоха говорите про себя слово «один».
Например: вдох … выдох – «один»; вдох … выдох – «один» и так в течение 5 минут.
Дышите легко и естественно. Сохраняйте принятую позу. Откройте глаза и медленно встаньте.
Не беспокойтесь о том, на сколько успешно и глубоко вы достигли релаксации, не напрягайтесь, позвольте релаксации возникать в своем темпе. Применяйте эту технику 1-2 раза в сутки в любом месте, но не ранее чем через 2 часа после еды.
Упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.
Необходимое время: 3 сек.
Педагог-психолог : упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, и там, где много суеты. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь по лесу, выйдите в широкое поле, поглядите в высокое небо, посидите у реки — природа восстановит утраченную гармонию.
Упражнение «Выбери цвет»
Цель: определение своего эмоционального состояния.
Педагог-психолог : прежде чем предложить Вам выбрать на какой цвет похоже Ваше настроение сейчас, я хочу показать вам один клип (просмотр клипа «Цветотерапия»).
Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в конце нашей встречи. Если цвет вашего настроения остался таким же, как и в начале нашей встречи, то оставьте у себя одну карточку.
Поделитесь, пожалуйста, с нами, какой вы цвет выбирали вначале нашего общения, что он означает, изменилось ли ваше предпочтение. Если да, то, что означает этот цвет.
Красный – активность, энергичность, деятельность, оптимизм. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.
Оранжевый – активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.
Желтый – мечтательность, не готовность активно действовать. Характеризует человека выбравшего выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.
Зеленый – символизирует настрой человека на изменения и обновление, вам присуще равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.
Голубой – символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.
Синий – чувствительность, впечатлительность, но вместе с тем спокойствие и уравновешенность. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.
Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез.
Коричневый – консервативность, сдержанность или тревожность. Символизирует надежность, защиту, прочность. Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.
Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.
Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед. Цвет ориентирован на бессознательное.
Серый – (соединяет белый и черный). Безразличность, инертность, равнодушие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.
«Шоколадо-терапия»
– А напоследок мне бы хотелось задать вам вопрос: любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам тест».
(Я угощаю участников конфетами «Ассорти».)
У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, всё находится под контролем, они двигаются вперед, иногда лишая себя маленьких и неожиданных радостей.
Прямоугольная форма конфет говорит о том, что у человека хорошо получается роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если они обращаются к нему за помощью, он откликается не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным проблемам.
На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.
Кому понравилась круглая форма конфет – те находятся в полной гармонии не только со своим внутренним миром, но и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.
И наконец, кто выбрал конфеты овальной формы, легко находят общий язык с незнакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.
Педагог-психолог : хочу закончить наш сегодняшний семинар притчей.
Притча «Бабочка»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие.
Подведение итога, рефлексия
1. Что полезного Вы для себя узнали?
2. Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения?
3. Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара?
Педагог-психолог : Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.