Светлана Диденко
Семинар-практикум для воспитателей «Игры и игровые упражнения со звучащим словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики.
Задачи: Показать, как правильно выполняются игры и игровые упражнения воспитателям; продемонстрировать использование наглядного материала по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми.
Участники: Воспитатели.
Место проведения: зал для музыкальных занятий.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Игры и игровые упражнения со звучащим словом“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
План проведения.
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
• Ознакомление с результатами экспресс - интервью «Для чего нам
нужна речь?»
• Педагогический всеобуч «Звуковая культура речи»;
3. Практическая часть.
4. Под ведение итогов собрания:
• рефлексия.
Ход мероприятия
1. Предварительный этап
1. Приглашение воспитателей на собрание.
2. Экспресс интервью «Для чего нужна речь?»
2. Организационный этап
1. Подготовка материалов и оборудования:
• раздаточный материал на каждого участника, демонстрационный материал.
2. Оформление цитаты: «Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами» 3. В зале полукругом расставляются стулья.
3. Вступительный этап
Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: -О! как же ты красива!
Е. Щукина
Тема нашей встречи: «Игры и игровые упражнения со звучащим словом»
Экспресс - интервью для воспитателей «Для чего нам нужна речь?» Варианты ответов:
• Общаться друг с другом;
• Писать письма;
• Благодарить любимых;
• Оригинально выражать свои мысли;
• Быть успешным на работе;
• Рассказывать прекрасные стихи;
• Прославлять Бога;
• Петь задушевные песни.
Советы воспитателям:
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.
• «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь
• есть сущность, а слово - нечто случайное, вещь - тело, а слово-одеяние, вещь - ядро, а слово - кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я. А. Коменский).
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и
фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова,
имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под
лепет детей. Говорить надо обыкновенным, правильным языком, но
языком простым; главное - говорить медленно, ясно и громко»
(Е. Тихеева).
• «Если речь ребёнка очень отрывиста и бесвязна, выговор слов
плох., не начинайте методического ученья, пока оно не сделается для
ребёнка возможным. Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы
каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в
различении этих звуков - вот главные основания правописания»
(К. Д. Ушинский).
Педагогический всеобуч
Остановимся на возрастной норме детей от 4 -5 лет.
Развитие речи ребёнка тесно связано с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, читая им хорошие стихи, рассказы, сказки, беседуя с ними на разные бытовые темы, вы будете не только расширять их кругозор, но и способствовать скорейшему овладению правильной речью. Правильная речь невозможна без «чистого» произношения всех звуков родного языка.
В чём же состоят задачи развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет? «Развивать фонематическое восприятие, произносительную стороны речи. Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие, сонорные). Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и чистоговорках коротких стихотворениях, в играх и игровых произношениях. Учить произвольно регулировать интонацию, темп и громкость произнесения.
Мы для детей подбираем игры и игровые упражнения, чтобы побуждать
детей подбирать и произносить слова с определённым звуком, находить
место данного звука в слове, активизировать мышление и обогащать связную
речь.
Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать некоторые условия.
1. Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры и упражнения должны нравиться ребёнку, соответствовать его возрасту.
2. Не копируйте детскую речь. Старайтесь не злоупотреблять также
уменьшительно - ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое
развитие ребёнка.
3. Стремясь указать неточности и ошибки в речи ребёнка, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над детьми. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.
Игры и упражнения, которые мы рекомендуем, направлены на развитие у ребёнка слухового восприятия внимания и речевого слуха. Они приучают ребёнка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.
Практическая часть
Игры с воспитателями
• «Угадай, что я делаю».
Дети отворачиваются и закрывают глаза.
Воспитатель двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Дети называют действия, который производит взрослый.
• «Угадай, где звонит».
Заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда
будильник зазвонит, ребёнок должен отгадать, откуда раздаётся звук, и найти будильник.
• «Угадай, чья эта песня».
Попросите малыша внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (чётко и протяжно произнесите звук (с): с-с-с.) и как поёт комарик (отчётливо и протяжно произнесите звук (з):з-з -з.). Затем, попеременно произнося то звук (с, то звук (з,предложите детям угадать,когда поёт водичка, а когда - комарик.
• «Угадай, какой идёт дождь».
Вместе с детьми вспомните, как начинается дождь. На небе появляются тучки, затем первые капли. Они падают редко и стучат вот так: кап - кап - кап. .(звукосочетания произносятся в медленном темпе). Потом дождь усиливается, и капли звенят по мостовой иначе (теперь в умеренном темпе). И вот пошёл сильный дождь, капли начали барабанить по крыше (в ускоренном темпе). Дети должны внимательно слушать и отгадывать, когда какой идёт дождь.
• «Скажи, что ты слышишь».
Посадите детей рядом с собой, предложите им закрыв глаза, внимательно
послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, хлопанье
дверей, стук посуды на кухне, шум улицы). Такую же игру можно провести
на улице, в парке. Так, в парке дети могут слышать шелест листьев, стук
дятла по дереву.
Подведение итогов собрания
В заключение следует сказать, что эти игры и игровые упражнения, предлагаемые мною, дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи более живо и интересно. Почти все игры - многоцелевые. Следовательно, воспитатель может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Рефлексия
Перед вами яблонька. Её нужно украсить красивыми яблочками. Если вам
понравилось наше мероприятие,вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным яблочком. Если вам не
понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте
яблоньку зелёным яблочком.
(Звучит музыка, воспитатели проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)