Елена Тянгаева
Семинар-практикум «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи. что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитие речи следует вовремя оказывать помощь.
Публикация «Семинар-практикум „Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения речи и представляют логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.
ЛОГОРИТМИКА – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.
Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в равзитии ребенка – дошкольника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи логоритмических занятий.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
Воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
Коррекционные :
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:
- занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность.
Отклонения детей стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество всех специалистов детского сада.
Логопед – задает лексическую тему, подбирает речевой материал, дает рекомендации по проведению логоритмики.
Музыкальный руководитель – подбирает музыку, муз – дид. игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель – проводит подготовительную работу по заданию логопеда : разучивает пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры «речь – движение», чистоговорки и др.
- оказывает помощь в проведении логоритмических занятий, закрепляет полученные умения и навыки;
В логоритмические занятия входят следующие виды деятельности:
- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;
- музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;
- логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;
- упражнения на развитие мимических мышц;
- коммуникативные игры и танцы;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;
- упражнения на развитие словотворчества;
- релаксация.
Рассмотрим каждый вид деятельности.
1. пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
цель: развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Младшая группа: песня «Дождик», муз. Михайловой – дети ритмично ударяют пальчиком по ладони, напевая «кап-кап-кап».
Старший возраст: распевка «Паучина», ж. «Муз руководитель» (исполнение с воспитателями)
2. музыкальные и музыкально – ритмические игры -
цель: развитие речи, внимания, умения ориентироваться пространстве, развитие чувства ритма.
Упражнения :
- «Волшебные барабаны», слова В. Усачева (ж. «Муз/руководитель, № 7 – 2009г, стр. 7» - исполнение с педагогами)
- «Путешествие на поезде» (кн. «Веселая дудочка») – проговаривание слогов (чу-чу, ча-ща и т. д.) с ускорением. Для старшего возраста можно выполнять под музыку (исполнение с педагогами)
- средняя группа: муз. игра «Оркестр», укр. н. м. – с пением любых слогов (ту-ту, бам-бам и т. д.) и игрой на ударных или шумовых инструментах.
3. логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения –
цель: укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных:
- щенок «грустный» (уууу) – веселый (ыыыыы на улыбке). Можно петь так же как котенок (средней высотой голоса, мышонком (пение высоким голосом). (исполнение с педагогами)
- в младшем возрасте: песенка «Самолет»,муз. Е. Тиличееуой – пение звука УУУ – «самолет летит». В работе с детьми старшего возраста можно использовать как распевку с показом рукой высоты звука (исполнение с педагогами)
- В любом дошкольном возрасте песенки о лошадках сопровождаются цоканьем языкам, что укрепляет мышцы языка. В младшем возрасте – простое цоканье, в старшем возрасте – с усложнением : лошадка скачет по «мокрой дорожке» (причмокивание языком, по «сухой дорожке» (четкий, ясный звук, «игривая лошадка» ( цоканье со сменой положения рта: губы трубочкой – губы в улыбке). (исполнение с педагогами)
4. чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения; - цель: Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
Упражнения :
- упражнение «Инопланетянин У», текст Т. Белоусовой (ж. «Муз/руководитель», № 7 – 2010 г, с 11) Цель: развитие речевого дыхания, нижнедиафрагмального, дифференцированного дыхания; воспитание мягкой низкой голосоподачи. Закрепление артикуляции гласных звуков. Развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей. Практика фонетического восприятия. (исполнение с педагогами)
- фонетическая игра «Ветер», текст Т. Белоусовой. (ж «Муз/руководитель», № 7 – 2010г., с. 11). Цель: развитие голоса, дыхания, мелкой моторики. Игру можно сопровождать музыкой. (исполнение с педагогами)
5. упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы –
цель: Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие мимических мышц_
- в младшем возрасте – «Песенка про утят», Е. Попляновой (сбо. «А мы на уроке - играем», Е. Попляновой, с. 11) (исполнение с педагогами)
- танец «Подружились», муз. Т. Вилькорейской. Цель: передавать характер музыки в движении, упражнять в ритмичном притопывании одной ногой. Дети на 1-ю часть музыки топают ногой, напевая сердито «ТОП!» на сильную долю такта.
- игра «Кривое зеркало» (ж. «Муз/руководитель», № 7 – 2010г., с 10). Цель: развитие мимической мускулатуры. Дети повторяют за педагогом движения в обратном порядке.
6. упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям – цель: Развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы.
Для решения этих задач используются общеразвивающие упражнения. Упражнения можно проводить с предметами (флажками, скакалками, лентами и др.) и без них. Многие дети с речевыми нарушениями имеют недостаточное физическое развитие в целом и развитие двигательного аппарата. Общеразвивающие упр разучивают сначала без музыки, затем с музыкальным сопровождением.
Дошкольникам трудно выполнять ритмично движения под музыку. Для решения этого вопроса мы используем короткие слова (вниз, тут, сели и др., слоги (та, да, тут и т. д.) , междометия (ах! ух! ну! так! и др
- упражнение «Тройной притоп», р. н. м. – «Чок, чок, каблучок!»
- упражнение «Куколка», р. н. м. (приставной шаг) – кукла танцует: «Шаг, хлоп!»
- упр. с лентами – очень хорошо развивает кисть руки, осуществляет контроль за напряжением и расслабление руки. Можно использовать любой вальс.
7. упражнения на развитие словотворчества – цель: расширение активного запаса детей.
- песня «Слово на ладошке», муз. Е. Попляновой (сб. «А мы на уроке - играем», с. 8)
- попевка «Паучина» (исполнить с педагогами)
8. релаксация – Цель: Развитие регуляции мышечного тонуса, дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение - расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение. Технология релаксации способствует положительной динамике: у детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.
Упр. 1. – на фоне тихой спокойной музыки педагог произносит:
Музыка играет – глазки наши закрывает….
Глазки закрываются – чудо совершается… (повторить несколько раз)
Вдох и выдох – хорошо! (свободное дыхание, пауза)
Наши руки отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…
Наши ноги отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…
Ветерок погладил ручки…. Ветерок погладил ножки…
Нашу шею не забыл…всех погладил…. Полюбил….
Надувает мой животик…медленно сдувает… (несколько раз)
Спасибо тебе, мой носик!
Спасибо вам, мои ручки! Погладьте их, поблагодарите.
Спасибо и вам, мои ножки! Погладьте их, поблагодарите.
Логоритмика в повседневной жизни.
Упражнения, которые педагоги используют на логоритмике, обогащают жизнь детей, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект
Логоритмические упражнения можно использовать :
1. на утренней гимнастике и физо (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков);
2. на музыкальных занятиях, уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением муз- ритмических движений, перед распевкой или пением песен. а также перед работой над танцами или хороводами;
3. на занятиях по ознакомлению с окружающим в виде физкультминутки;
4. на занятиях с логопедом. Напр., при работе по формированию фонетико-фонематического слуха можно использовать муз- дид. игру «На каком муз инструменте играю?»
- работая над дыханием использовать игру на духовых инструментах;
- в работе с заикающимися детьми – пение гласных звуков с движением руки, пропевание предложений;
- элементы логоритмики могут быть использованы как часть занятия.
5. интересно может пройти прогулка, если наряду с подвижными играми
воспитатель проведет игру с пением, словом или хоровод.
6. во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением,.
7. материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время).