Надежда Пантелеева
Игры и игровые упражнения для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие
коммуникативных способностей
«Через стекло»
Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
«Пойми меня»
Публикация «Игры и игровые упражнения для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: поставить рядом два стула, принести мяч и т. д.
«Я бросаю тебе мяч»
Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, куклу и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю конфеты (люблю играть с куклой и т. д.)».
«Опиши друга»
Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Приветствие»
Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров, по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке, или носом к носу, или пяткой о пятку, или спиной о спину, или ухом
«Комплимент»
Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…». Цель упражнения : помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.
«Диалоги»
Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года» («Лучший день», «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал собеседник. В течении 5-7 минут дети общаются. Затем по сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись парами, рассказывают друг другу, что услышали от предыдущих собеседников.
«Танцы противоположности»
Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.
«Птенцы»
Играющие, образовав круг, выбирают птицу-папу, птицу-маму, предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители вошли по приглашению ведущего в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенков и т. д.
«Плохое настроение»
Воспитатель объясняет, что у каждого из нас бывает плохое настроение. Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно реагировать и на плохое поведение человека, и на его высказывания. Воспитатель предлагает выбрать ребенка, который может показать «плохое настроение». Остальные дети должны попытаться правильно реагировать, начиная с фразы: «Ты имеешь в виду, что…».
Воспитание дружеских взаимоотношений
в группе
«Добрые дела»
Воспитатель дает детям бумажные сердечки и предлагает складывать их в «копилку добрых дел», но при этом ребенок должен сказать, что хорошее он сегодня сделает или уже сделал.
Когда сердечки окажутся в копилке, воспитатель говорит:
- Ребята, вы только подумайте, сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишь день в детском саду. Мы можем сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить и заботиться о своих близких, заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать, лепить, делать красивые поделки из бумаги и природного материала. Можно дарить свои работы друзьям и близким. Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и петь песни, которые принесут радость многим людям.
«Мешок плохих поступков»
Воспитатель предлагает:
-Ребята, чтобы у нас в группе всем всегда было хорошо и весело, я предлагаю сложить в этот мешок наши отрицательные эмоции и плохие поступки: злость, обиду, грусть, драки, жадность, а когда пойдем гулять, этот мешок выбросим.
«Снежная Королева»
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хороших качеств.
Формирование
уважительного, заботливого отношения к близким, родным людям
«Помогаю взрослым»
Ребенок с помощью пантомимы показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.
«Угощение»
Воспитатель предлагает ребенку разделить конфеты между членами семьи. Напоминает, что угостить нужно всех, конфеты следует разделить поровну.
«Настроение моих родных»
Для игры используются картинки-схемы, обозначающие эмоциональное состояние людей. Детям предлагается выбрать картинку, соответствующую настроению родителей, когда они сердятся, радуются, грустят, волнуются и т. д. Ребенок поясняет, почему у близких возникает такое настроение.
«Волшебная палочка»
Передавая «волшебную палочку» друг другу, дети рассказывают, что они сделали бы с ее помощью для своих родных.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(Дети правой рукой по очереди загибают пальцы левой руки, начиная с большого пальца.)
«Дракончик»
Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – поймать хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.
«Принц на цыпочках»
Дети, сидя, образуют круг. Принц (принцесса, неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Тот, до кого дотронулся принц, следует за ним также бесшумно и с достоинством – ведь теперь он составляет свиту принца. Свита увеличивается до тех пор, пока в нее не войдет последний участник. Вот тогда принц, разводя руки, оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.
«Ладонь в ладонь»
Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная задача: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
«Упражнение на доверие»
В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.
«Чаша доброты»
Игру ведет воспитатель. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сложите ладони ковшиком, представьте, что перед вами ваша любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! Ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что если вы добрый человек, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Развитие навыков коллективной
деятельности
«Мост дружбы»
По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что, дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.
«Совместный рисунок»
По заданию воспитателя дети совместно на листе ватмана рисуют (карандашами, мелками) или дворец, или поляну, усыпанную цветами. Можно предложить рисование красками не кисточками, а пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.
«Бездомный заяц»
Игроки выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные зайцы входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник ловит бездомного зайца. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Группа в обручах»
Каждый ребенок берет обруч и сего помощью «прицепляется» к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.
«Скала»
Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друг за друга (как бы за скалу). По сигналу воспитателя «Скала готова? Замри!» один из игроков – альпинист проходит осторожно перед скалой - вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступить все дети.