Ирина Гурова
Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш
Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является обучение дифференциации звуков [ж] и [ш], которые имеют артикуляционно-акустическое сходство. Логопедическая работа по дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной, т. к. большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем. Так, в устной речи этот недостаток ведёт к заменам и смешениям звуков, в письменной может проявиться в смешении соответствующих букв при письме («шук», «ложадь», «мажина»). Поэтому занятия по формированию умений дифференциации звуков занимают значительное место в системе логопедической работы.
Публикация «Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Материал предназаначен для использования в подготовительной к школе группе.
• Игра «Телефон» («Не ошибись»)
Дифференциация изучаемых звуков в слогах.
Оборудование: телефон.
Детям предлагается воспроизводить ряды слогов. Варианты могут быть различны в зависимости от речевых возможностей ребёнка:
ша-ша-жа-жа
жу-жу-шу-шу
жи-жи-жи-ши
шо-шо-шо-жо
ша-жа-ша-жа
жу-шу-жу-жу
жи-ши-ши-жи
шо-жо-жо-шо
шва-шва-жва-жва
жну-жну-шну-шну
шмы-шмы-шмы-жмы
жло-жло-жло-шло
жва-шва-жва-шва
шну-жну-шну-шну
жмы-шмы-шмы-жмы
шло-жло-жло-шло
• «Логопедические распевки»
Дифференциация звуков в произношении.
Оборудование: аудиоплеер.
Дети сначала слушают небольшие распевки (Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : КАРО, 2006. – 64 с., разучивают их, затем пропевают. Используются распевки «Жуки», «Мишка», «Жираф».
• Игра «Домики».
Дифференциация звуков на слух в словах, развитие слуховой памяти, количественных представлений.
Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.
Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.
• Игра «Дарим игрушки» с тренажёром «Пальчиковый бассейн» (из фасоли).
Развитие фонематических представлений.
Оборудование: «Пальчиковый бассейн» (фасолевый, мелкие игрушки.
Детям предлагается найти в «Пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки [ш] и [ж], разложить их на две группы (подарить Мишке Шалуну и вороне Жуне).
• Игровое упражнение «Соедини картинки с буквами»
Развитие фонематических представлений.
Оборудование: карточки с заданием, карандаш.
Детям предлагается соединить картинки с соответствующими буквами линиями, лишнюю картинку зачеркнуть.
• Игра «Четвёртый лишний»
Различение звуков в словах, работа над словарём.
Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).
Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].
– кошка, жираф, журавль, жужелица;
– джинсы, жакет, шапка, жилет;
– пирожное, ежевика, каша, мороженое;
– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.
• Игровое упражнение «Наоборот»
Преобразование сначала слогов, затем слов.
Оборудование: мяч.
Логопед бросает ребёнку мяч и произносит слог или слово со звуком [ш] ([ж]). Ребёнок возвращает мяч, заменяя [ш] на [ж] или наоборот.
1). ша – жа
шо –
шу –
ши –
жла – шла
жно –
жму –
жвы –
2). жить – шить
жил –
житьё –
жаль –
жалить –
ужи –
лужа –
наживка –
• Составление звуко-слоговых схем слов, печатание или выкладывание слов из букв по следам анализа.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Оборудование: материал «Схема слова», где слово обозначается длинной полоской, слоги – короткими полосками нейтрального цвета, гласные звуки – красными кружками, согласные твёрдые звуки – синими, согласные мягкие – зелёными.
Детям предлагается составить схему слова или двух слов (со звуком [ш] и [ж]). В процессе работы детей со схемами логопед предлагает ответить на вопросы:
Сколько звуков в слове?
Назови все звуки по порядку.
Какой по счёту звук [ш] ([ж]?
Сколько гласных звуков в этом слове?
Назови только гласные звуки.
Сколько согласных звуков в этом слове?
Назови их.
Сколько слогов в этом слове?
Почему ты так думаешь?
После анализа слова дети выкладывают его из букв или печатают в тетради.
• Игра «Скажи по другому».
Развитие лексико-грамматического строя речи (упражнение в образовании прилагательных от существительных)
Оборудование: мяч.
Логопед произносит словосочетание и бросает ребёнку мяч. Ребёнок возвращает мяч, образуя относительное или притяжательное прилагательное, согласуя его с существительным в роде:
крем из шоколада – шоколадный крем и т. д.
каша из пшена –
палки для лыж –
берлога медведя –
нора мыши –
хвост лошади –
иголки ежа –
лапы кошки –
горб верблюда –
дом с одним этажом –
дом с двумя этажами –
дом с тремя этажами –
• Игровое упражнение «Закончи слово: «ЖИ» или «ШИ»?» («Палочка-выручалочка»).
Дифференциация звуков в произношении слов.
Оборудование: красивая палочка («палочка-выручалочка»).
Логопед произносит начало слова и прикасается палочкой к плечу или руке ребёнка. Ребёнок сначала договаривает слово, а потом воспроизводит его целиком.
Каранда – ШИ – карандаши и т. д. ;
детёны –
ланды –
камы –
гара –
клави –
шала –
эта –
лу –
экипа –
кра –
стра –
лы –
мы –
• Графическое упражнение «Составь слова».
Знакомство с правописанием «ЖИ» и «ШИ», развитие графических навыков.
Оборудование: доска, мел. Можно выполнять упражнение и на карточках карандашом.
После объяснения материала логопедом детям предлагается соединить начало каждого слова с соответствующими слогами, прочитать слова.
• «Соедини картинки и придумай предложения».
Упражнение в составлении предложений разных типов. Развитие мышления, графических навыков.
Детям предлагается найти связи между изображёнными предметами и, соединяя их линиями или стрелками, придумать предложения, например: «Кошка – это домашнее животное, а мышь – дикое», «У машины четыре шины», «Лена уронила карандаш в лужу», «Жаба и шар зелёного цвета», Кошка хотела поймать мышку, но не догнала её» и т. п.
• Игра «Угадай слово»
Развитие слухового внимания.
Логопед произносит слоги, дети догадываются, какое слово из них получится и называют его:
Жа-жа-жа, ба-ба-ба… (жаба);
Ши-ши-ши, на-на-на (шина);
Жу-жу-жу, ки-ки-ки… (жуки);
Мы-мы-мы, ши-ши-ши (мыши);
Лы-лы-лы, жи-жи-жи… (лыжи);
Кош-кош-кош, ка-ка-ка… (кошка);
Жи-жи-жи, раф-раф-раф… (жираф);
Гру-гру-гру, ша-ша-ша… (груша);
Ма-ма, ши-ши, на-на… (машина);
Жи-жи, лет-лет, ка-ка (жилетка).
• «Пропущенные буквы».
Вставить пропущенные буквы «Ж» или «Ш» в слова предложений.
Оборудование: тетради, карандаши.
• Примеры занимательных упражнений, ребусов.
Упражнение «Составь слово»
Составь из этих букв два слова: одно из оранжевых, а другое – из коричневых.
Составь из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких.
Упражнение «Прочитай слово»
Найди закономерность, прочитай слово, напиши его, нарисуй предмет.
Решение ребусов
Сначала предлагаются простые, затем более сложные ребусы.
В качестве примера представлено несколько ребусов.
Успехов!