Ирина Гурова
Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они познают окружающий мир, учатся, развиваются… Предлагаемые несложные игры и игровые упражнения со звуками и буквами помогут вашему ребёнку усвоить важные и нужные сведения, приобрести умения, необходимые для полноценного овладения такими школьными навыками, как чтение и письмо. Игровая форма способствует тому, что дети овладевают этими умениями легко и непринуждённо. Для этих игр не понадобится большого количество специального материала. Достаточен минимум предметов, игрушек, картинок. Например, хорошо бы иметь дома пластмассовые буквы или буквы разрезной азбуки, мяч, предметные картинки (можно от игры «лото» или вырезанные из старых ненужных газет, журналов, упаковочного материала, мелкие предметы (пуговки, фишки, детские книги с иллюстрациями. Всё это наверняка найдётся в каждом доме. Поэтому игры можно проводить легко в домашней обстановке.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Буквы. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
А теперь давайте поиграем вместе! Вы сейчас будете детьми, а я – взрослым.
Все игры и игровые упражнения комментируются логопедом и проводятся с родителями воспитанников.
• «Первый и последний звук»
1 вариант. Игра проводится с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок возвращает только первый звук. Аналогично проводится игра по определению последнего звука. Желательно, чтобы слова были подобраны так, чтобы первый и последний звуки разных слов были как гласными, так и согласными, а гласные как под ударением, так и без ударения (дети намного хуже слышат гласные звуки в безударной позиции).
Примерный речевой материал для игры по определению первого звука:
Африка, остров, утка, игры, Эля, ананас, улитка, индюк, эскимо, паста, кубик, тапки, молоко, носки, голубь….
Примерный речевой материал для игры по определению последнего звука: весна, кино, коньки, коты, кенгуру, липа, кубики, конфеты, мешок, суп, лимон, сом….
2 вариант. Для игры понадобятся игрушки или предметные картинки. Взрослый показывает ребёнку игрушку (картинку, просит назвать слово и угадать, какой в нём первый и последний звук. Можно попросить ребёнка ответить предложением, например: «В слове утка первый звук «у», а последний – «а».
• «Какой гласный звук «прячется» в середине слова?»
1 вариант. Игра проводится с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и называет слово из трёх звуков. Ребёнок «возвращает» вместе с мячом только гласный звук, который услышал в середине слова: «Мак – «А», Лук – «У» и т. д.).
Примерный речевой материал для игры: кот, лук, мак, дым, мэр, кит, лак, сок, бок, дуб, сом, ком, бык…
2 вариант. Игра проводится с игрушками или картинками. Взрослый показывает ребёнку игрушку (картинку, просит назвать слово и угадать, какой гласный звук «прячется» в середине слова.
• «Подбери пары картинок по первым (последним) звукам».
Для игры понадобятся предметные картинки (как в игре «Идём в магазин»). Задача ребёнка – подобрать друг к другу картинки, названия которых начинаются с одинаковых звуков (или заканчиваются одинаковыми звуками). Можно подобрать несколько комплектов таких картинок и посоревноваться: кто быстрее справится с заданием – тот и выигрывает.
• «Назови мягкий звук»
Взрослый показывает ребёнку букву, обозначающую согласный звук и называет соответствующий твёрдый звук. Задача ребёнка – назвать мягкий звук, который обозначается этой же буквой. Это игровое упражнение можно провести и без букв. Взрослый просто называет твёрдый согласный звук, а ребёнок – мягкий.
При выполнении этого игрового упражнения важно правильно подобрать буквы, то есть не использовать те, которые обозначают только твёрдый звук (Ш, Ж, Ц, только мягкий звук (Ч, Щ).
• «Твёрдый или мягкий?» или «Подними предмет»
Для игры понадобятся предметы, игрушки или картинки, названия которых начинаются с согласных звуков и предметы синего и зелёного цвета (символы согласных твёрдых и мягких звуков). Взрослый называет предмет, показывая его, а ребёнок показывает соответствующий символ в зависимости от того, с какого звука начинается слово: с согласного твёрдого или мягкого. В этой игре можно обойтись и без предметов и картинок. В этом случае взрослый просто называет разные слова.
В качестве усложнения можно показывать ребёнку картинку, не называя её. Ребёнок молча определяет, какой первый звук в слове.
• «Идём в магазин» (на рынок)
В игру можно играть как всей семьёй, так и с одним ребёнком. Для игры понадобятся маленькие пакетики (можно использовать подарочные, картинки от любой игры (например, от игры «лото» или вырезанные из старых журналов, рекламных газет, карточки с буквами или пластмассовые буквы (для магнитной доски). Карточку с буквой кладём в пакетик. Все игроки «идут в магазин» – достают из пакетика букву и ищут на столе «покупки» – картинки, в названии которых встречается соответствующий звук. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех покупок.
• «Найди предметы на картине» или «Спрячь предметы»
Для этого игрового упражнения понадобятся сюжетные картинки. Их можно найти в любой детской книге. Взрослый предлагает ребёнку найти на картине предметы, в названии которых имеется определённый звук и положить на соответствующие изображения мелкие предметы (пуговки, зёрнышки фасоли, камешки и др.) Можно показать ребёнку соответствующую букву. Вместо иллюстраций из книг интересно также использовать пазлы. Ребёнок сначала собирает картинку, а потом ищет на ней соответствующие предметы.
Ребёнка всегда увлекает наличие каких-то игровых практических действий в игре. В подобных играх дети очень любят действовать с мелкими предметами. Это ещё и способствует развитию пальчиковой моторики.
• «Кто с какими буквами дружит?»
Эта игра не только способствует запоминанию звуков и соответствующих букв, но и очень хорошо развивает познавательную активность. У ребёнка игрушка (картинка, изображающая животное. Дома можно раздать всем разные игрушки или ребёнку давать по очереди разные игрушки (возможны варианты). Игроки отвечают примерно так: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому что у него есть хобот». «Мой крокодил дружит с буквой «З», потому что у него есть зубы». «Моя собака дружит с буквой «К» потому что живёт в конуре».
• «Я был (а) в цирке и видел (а) там…»
Эта игра хорошо помогает запомнить буквы, развивает фонематические представления и словарный запас. Для неё понадобятся карточки с буквами. Они лежат стопкой на столе изображением вниз. Можно использовать и пластмассовые буквы, которые находятся в непрозрачном мешочке. Буквы можно раздать игрокам и заранее (возможны варианты). Первый игрок берёт букву и говорит «Я был в цирке и видел…» Он должен назвать что-то, начинающееся с буквы на его карточке. Причём называть можно не только существительные. Например, на букву «К» можно назвать клоуна, купол, а также красный занавес и др. Можно игру начать с более простого варианта для ребёнка: «Я был в магазине и видел…». Для расширения и активизации словарного запаса можно использовать варианты: «Я был в лесу и видел…», «Я был в зоопарке и видел…», «Я был на море и видел…», «Я был в театре и видел…».
• «Поймай звуки – верни слог» или «Живые звуки»
Для этой игры не нужно подбирать никакого материала. При желании можно использовать мяч или игрушку (игровой персонаж). Взрослый называет ребёнку от имени игрового персонажа два звука по отдельности (как бы «бросает» их ребёнку звуки, показывая соответствующие жесты, а ребёнок соединяет их и возвращает («бросает») слог из этих звуков. Игра проводится как с обратными, так и с прямыми слогами.
Примерный материал для игры:
А, К…. АК
У, Т…. УТ
О, П…. ОП
И, М…. ИМ
Э, Н…. ЭН
К, О…. КО
М, А …. МА
П, У…. ПУ
Т, Ы…. ТЫ и т. д.
Когда ребёнок хорошо овладеет данным умением, можно осторожно предлагать ему составить слово из трёх букв в подобной игре, например:
М, А, К…. МАК
Д, О, М…. ДОМ
Л, У, К…. ЛУК и т. п.
• «Живые буквы» или «Загадочная таблица»
Игра проводится аналогично предыдущей, но уже с использованием букв. Буквы могут быть представлены по-разному: в виде большой карты с алфавитом (превращаем её в «загадочную таблицу») или могут быть разложены на столе. Взрослый показывает ребёнку молча две буквы, а ребёнок называет слог из них. Когда ребёнок хорошо овладеет этим умением, можно показывать ему три буквы или большее их количество. Ребёнок составляет слово из показанных взрослым букв.
• «Звуковые загадки» или «Угадай слово по первым звукам»
Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнку предлагается назвать эти картинки составить слово по первым звукам соответствующих слов. Например, по первым звукам слов «колесо», «облако», «тапки» получится слово «КОТ» и т. д.
• «Слово рассыпалось» или «Сложи словечко»
Для этой игры понадобятся буквы. Взрослый кладёт перед ребёнком несколько букв, из которых можно составить слово. Ребёнок составляет слово. Варианты: «К», «А», М» – МАК; «М», «О», «Д» – ДОМ; «А», «М», «М», «А» – МАМА и т. д. Игра может усложняться по мере возрастающих возможностей ребёнка.
• «Живое слово» или «Весёлые человечки»
Это игровое упражнение поможет ребёнку научиться слоговому анализу слова. Взрослый предлагает ребёнку определить, сколько слогов в слове. Для этого можно отхлопать, протопать слово, а также поприседать на каждый слог. Но можно на каждый слог придумывать и разные движения. Возможны разные интересные варианты «изображения» одного и того же слова. Чтобы ребёнку было интереснее, можно нарисовать на бумаге схематически человечков в разных позах. Сколько слогов в слове – столько и человечков. Это очень легко сделать.
• «Бросаемся слогами»
В эту игру можно играть и вдвоём, и большой компанией. Используется мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к нему свой так, чтобы получилось слово.
- РУ- …ка, …башка, …кавицы, …банок, …чей.
- ЛУ- …на, …жа, …ковица, …па.
- КУ- …ница, …бик, …рица, …куруза.
- СА- …молёт, …поги, …мовар, …лат, …лют.
Итак, детей можно заинтересовать великим множеством разнообразных и полезных игр. Чтобы подготовка к обучению грамоте стала увлекательней, интересней и эффективнее, играйте с ними!
Успехов!