Вера Богданова
Семинар — практикум «Использование мнемотехники в развитии детей» для родителей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Задачи:
1. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении рассказов, разучивании песен с детьми и т. д.
2. Вовлечь родителей в процесс составления мнемотаблиц;
Публикация «Семинар — практикум „Использование мнемотехники в развитии детей“ для родителей старшей группы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
3. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях.
1 слайд
Уважаемые родители! Наше собрание сегодня посвящено вопросам использования приемов мнемотехники в работе с детьми. До собрания мы вам предложили анкеты, в которых вы ответили на некоторые вопросы по МНЕМОТЕХНИКЕ. Только 3 из вас, уважаемые родители, знают о мнемотехнике и мнемотаблицах.
Итак, что такое мнемотехника!
2 слайд
Мнемотехника – это техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский в 6 веке до н. э.
Это направление в развитии детей стало широко использоваться и я на протяжении уже нескольких лет тоже пользуюсь этой методикой. Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Благодаря использованию уникальных таблиц решаются следующие задачи:
- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
- развитие логического мышления;
- становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
- учить детей правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
- повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
- формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
3 слайд
Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», доказали великие педагоги. Недаром одно из правил развития и укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики»
Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенность методики в том, что для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например: для обозначения диких (лесных) животных изображается елка, а для обозначения домашних – дом.
Как выглядит мнемотаблица? Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Лист бумаги разделяется на квадраты и зарисовываются характерные признаки к стихотворению, сказке, загадке, тексту, пересказу, заучиванию. В мнемотаблице частично изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия и др. путем выделения главного сюжета рассказа. Главное – чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка, текст зарисовывается схематически. После чтения и рассматривания изображений ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Мнемотаблицы есть готовые, а также их можно зарисовать самим.
Известно, что дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Использование метода мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают соответствующую информацию.
4 слайд
Анализируя новый материал и графически его обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать изображение. У них повышается чувство заинтересованности, совершенствуются процессы развития памяти, внимания, мышления.
Использование мнемотаблиц, способствуют систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, элементарных математических понятиях, явлениях социальной действительности, а также расширяют кругозор ребёнка.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
5 слайд
Мнемотехникой начинаем заниматься с младшего возраста с использования алгоритмов – мнемодорожек. Мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема правильного порядка мытья рук, схема одевания на прогулку. 6 слайд
Затем переходим к использованию мнемодорожек по временам года. 7 слайд
По ним дети знакомятся с временами года. Использование условных обозначений облегчает детям составление рассказа о них. Это таблица, состоящая из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Позже переходим к мнемотаблицам по знакомым детям сказкам. 8 слайд
Целесообразно младшим детям предлагать цветные мнемотаблицы, а старшим – одноцветные.
Угадайте, к каким сказкам мнемотаблицы для детей младшей группы.
слайд 8-13
В средней группе увеличивается объем информации
Мнемотаблицы используем :
- при заучивании стихов слайд 14. Некоторые дети с трудом заучивают стихи. Этот метод особенно эффективен для таких ребят. Зрительный же образ при просмотре рисунков позволяет значительно быстрее запомнить текст. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми.
- при составлении рассказов о временах года слайд 15. Мнемотаблица помогает составить связный и последовательный рассказ.
- при составлении рассказов, пересказов. Например: о животных слайд 16. Угадайте, о каком животном рассказ – о волке.
- при описании игрушек, мебели, посуды, насекомых… Диапазон тем довольно широкий слайд 17. Здесь наглядная схема выступает в качестве плана рассказа. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.
- при проговаривании скороговорок слайд 18.
- при отгадывании загадок слайд 19. Загадка в мнемотаблице помогает лучше осмысливать содержание загадки. Дети начинают понимать, что слово может употребляться в переносном смысле.
- при обучении математике слайд 20
- при обучении рассказам о себе слайд 21. Попробуйте и вы, папы, рассказать о себе по этой таблице. А теперь мамы расскажут о себе слайд 22.
- при проведении опытов слайд 23. Здесь зарисовывается план действий.
- при разучивании песен слайд 24. Отгадайте песню (падают, падают листья)
- при обучении грамоте при составлении предложений слайд 25. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
Я вам предлагаю попробовать составить мнемотаблицы и выполнить следующие задания слайд 26.
Первое задание – составьте мнемотаблицы по загадке :
Первая группа - СИДИТ ДЕВИЦА В ТЕМНИЦЕ А КОСА НА УЛИЦЕ
Вторая группа - Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Просмотр полученных работ слайд 27.
Второе задание чуть посложнее – составьте мнемотаблицы по стихотворению слайд 28.
«Кораблик», А. Барто «Мячик».
1. Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке,
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: Прокати, капитан!
2. Наша Таня громко плачет…
Согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ слайд 29, 30.
А теперь потренируемся в составлении мнемотаблицы к сказкам. Первая группа составляет мнемотаблицу по выбору к сказке «Красная шапочка», «Три поросенка», «Лиса и волк», а вторая - «Снегурочка», «Три медведя», «Гуси – лебеди» слайд 31.
Дома тоже рекомендую использовать мнемотаблицы слайд 32. Если ваш ребенок испытывает трудности при составлении рассказов, при пересказах, при заучивании стихов – попробуйте применить метод мнемотехники – и вы увидите результат. Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечивает развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Спасибо за внимание!