татьяна ерофеева
Практикум для родителей «Использование мнемосхем в развитии речи детей (подготовительная группа»)
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей (подготовительная группа)
Тема "Использование мнемосхем в развитии речи детей"
Цель: ознакомление родителей c приёмами мнемотехники в развитии речи своих детей
Публикация «Практикум для родителей „Использование мнемосхем в развитии речи детей (подготовительная группа“)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:1. раскрыть понятия «Мнемотехника»; познакомить с различными вариантами использования данного метода при организации образовательного процесса с детьми; способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Ход мероприятия
1. Приветствие, вступительное слово
2. Уважаемые, родители!
Сегодня на нашем практикуме вы познакомитесь с методами и приёмами мнемотехники, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Я надеюсь, что полученные знания на нашем практикуме, вы будете применять и в домашних условиях, активно развивая речь своего ребёнка. Обратите внимание, как с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц можно составлять загадки, пословицы, поговорки, разучивать стихи, составлять описательные рассказы, пересказывать тексты и т. д
Тема: «Подарки Осени» (с использованием мнемотаблиц)
Подготовительная к школе группа
ЦЕЛЬ: научить родителей применять дома мнемосхемы для развития речи своих детей
Задачи:
1. Продолжать формировать умение работать с мнемодорожками, мнемотаблицами.
2. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. Упражнять в самостоятельном составлении мнемотаблиц
3. Развивать связную речь при составлении описательных рассказов об осени; память при заучивании стихотворений, логическое мышление при отгадывании загадок с помощью мнемотаблиц, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга и работать в коллективе
Активизация словаря: слякоть, пасмурно, заготовки, хмурое небо
Предварительная работа:
1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе и её изменениях в разное время года, а также с изображением труда взрослых осенью, рассматривание альбома «Наши пернатые друзья»
2. Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире нашего края
3. Загадывание и разгадывание загадок (а также с использованием мнемотаблиц)
4. Экспериментально-исследовательская работа и наблюдения в природе
5. Пальчиковые игры
6. Игры: «Найди пару», «Заплатки», «Речевые игры», работа с мнемотаблицами, «Времена года»
7. Заучивание стихотворения «Огород»
Оборудование: З стола, на которых по листы по количеству детей формат А4, цветные карандаши, презентация к оод, корзина, в которой лежат муляжи: репа, лук, яблоко, листочки: кленовый, дубовый, рябиновый, осиновый. Яблоки для детей. Листочки А4 для практических заданий – родителям,фломастеры. Памятки для родителей по теме. Практический материал по работе с мнемосхемами. Интерактивная доска. Указка Ход:
Орг. момент:
Собрались мы дружно в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята! Вы представляете, сегодня я пришла в детский сад и обнаружила вот эту корзину с подарками. Интересно, а где же хозяйка? Ой, а тут ещё письмо лежит. Давайте его прочитаем, может, тогда поймё м: кто хозяйка корзины и кому предназначаются эти подарки.
«Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал меня. Вам необходимо пройти испытания, чтобы узнать, кто я и получить мои подарки»
Воспитатель: Ну, что готовы (да)
Нам необходимо разделиться на 2 команды, а участники третьей команды будут наши родители.
Посмотрим, какая команда лучше пройдёт все испытания –расколдует Осень. Все согласны! (да)
(включаю презентацию)
1слайд: загадка об Осени.
Воспитатель: Чтобы узнать хозяйку корзины, необходимо разгадать загадку злого волшебника.
Давайте рассмотрим её (дети по частям разбирают мнемотаблицу, отвечая на вопросы: «Что это? Что может это обозначать). Потом, кто то в целом «прочтёт мнемотаблицу»
Воспитатель: Кто же хозяйка корзины?
Слайд №2 – Осень
Следующее испытание:
Слайд №3 –Я прочту загадки, а вы должны найти мнемотаблицу, которая соответствовала бы загадке и разгадать её.
Сначала отгадывает первая команда, потом вторая и третья – родители (после каждого ответа, достаю из корзинки яблоко, лук, репу)
Слайд №4 –А сейчас вы должны самостоятельно составить мнемотаблицу к стихотворению, которое мы недавно учили. Оно называется «Огород».
А родителям мы предложим составить мнемодорожку к пословицам
1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
3. Яблонька от яблони не далеко падает
4. глаза страшатся, руки делают
(После выполнения заданий один участник команды подходит и показывает, что у него получилось.)
Оценка детей за выполненное задание родителей
Воспитатель: - За ваши рассказы вам ещё один подарок –вот эти листья. Их ветерок принёс в корзинку Осени.
Давайте, ребята, отдохнём и с ветерком поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дует ветер нам в лицо,
Закачалась деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!
Садитесь!
Воспитатель: А сейчас, чтобы расколдовать осень, нужно выучить стихотворение «Осенние листья» («Живые мнемотаблицы» с четким последовательным разбором стихотворения для заучивания наизусть.) - Смотри приложение №2
Молодцы!
Воспитатель: беру письмо Осени.
-Ребята, тут Осень пишет:
«Ребята! Злой колдун устроил путаницу в лесу: птицы ложатся в спячку, насекомые хотят улетать на юг, а животные вьют гнёзда. Помогите, дети, пожалуйста!»
Воспитатель: - Ну что? Поможем Осени вернуть всё на свои места.
А поможет нам вот эта мнемотаблица.
Составление рассказа-описания “Золотая осень” по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек.
2. Составление предложений по мнемодорожкам
(От каждой команды выходит по одному человеку и составляют предложения об осени по схеме)
• Осенью часто идёт дождь.
• Люди осенью одевают тёплые куртки, шапки, шарфы и перчатки.
• Осенью на ноги люди одевают сапоги.
• Осенью люди берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя.
• Осенью в лесу вырастает много грибов.
• Осенью в саду поспевают фрукты.
• Осенью в огороде поспевают овощи.
• Осенью перелетные птицы улетают на юг.
• Осенью белка себе в дупло запасает грибы и орешки на зиму.
• Осенью медведи и ежи ложатся в спячку.
А теперь кто может составить рассказ об Осени(2-3 человека)
Рассказ по мнемотаблице
Наступила осень. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью солнце уже ярко светит не так ярко как летом и мало пригревает. Стало холодно. На небе появилось много туч. Часто идёт дождь. На улице стало грязно, сыро, кругом лужи. Трава пожелтела. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. Осенью в лесу вырастает много грибов. Перелётные птицы улетают на юг. Ёжик забирается в норку, а медведь в берлогу на зимовку. Люди одеваются теплее, надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью в саду поспевают фрукты, а в огороде – овощи. Люди из овощей и фруктов делают себе заготовки на зиму.
Молодцы!
Вопросы:
- Какое задание вызвало затруднения?
- Какое задание понравилось?
-А вам, родители, понравилось проходить испытания и выручать Осень из беды?
-А какие испытания были лёгкими, а какие трудными?
Воспитатель: Домой мы вам подарим памятки: как раскодировать и закодировать информацию с помощью мнемосхем.
Воспитатель:
За то, что вы все вместе расколдовали Осень, она приготовила для вас ещё есть один подарок – вот эти вкусные яблочки
После предлагаю рассмотреть практический материал по работе с мнемосхемами : разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, составление описательных рассказов, для пересказывания различных текстов.
Приложения:
Памятки для родителей
Мнемотаблицы используем для :
• обогащения словарного
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Как создать модель-схему?
1. Как составлять мнемотаблицы
Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
(Показ мнемотаблиц как готовых, так и нарисованных воспитателем совместно с детьми)
Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:
разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы, могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).
Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.
2. Этапы работы над стихотворением:
Взрослый выразительно читает стихотворение;
сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Литература:
Большова Т. М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов.
Приложение №2 (презентация)
Приложение№3