Ольга Махова
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве ребнку приходится разрешать вс более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира вс чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Ребнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Актуальность темы:
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Этапы использования мнемотаблиц :
Этап №1 — Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 — Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 — Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминания Этап №4 — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 — Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ. Этапы работы со схемой-моделью:
учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем — моделей удатся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют примами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Проблемы в речи детей :
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. -Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности
- ИГРУ. Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в свом воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединнные образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Примы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объм памяти путм образования дополнительных ассоциаций. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.
Содержание и этапы работы.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Использую для : обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Предварительная работа:
• наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
• раздаточный материал;
• обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
• выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.
1. этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2. этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3. этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно. Как работать над составлением графического плана-схемы связного рассказа Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый (логопед, учитель, воспитатель или родитель) заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания.
В схеме используются отработанные символырисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например:
• цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;
• человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;
• контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;
• знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;
• рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом.
Что в результате этих действий можно получить;
• форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;
• знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект. Например: Это — барабан, это — яблоко и т. д. Этапы работы над стихотворением:
• взрослый (воспитатель, логопед, родитель) выразительно читает стихотворение;
• сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читаетстихотворение с опорой на мнемотаблицу;
• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основнуюмысль;
• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
• читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Формы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие :
- мощное развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению в процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
• игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
• стихи и рассказы о природе. Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
• развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
• физкультминутки.
• прослушивание музыкальных произведений.
• воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методические рекомендации по обучению дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков.
Что такое мнемотехника – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.
Мнемотехника- это технология развития памяти. Мнемотехника- это система методов и примов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится вс более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определнная информация. Овладение примами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации Методы и примы мнемотехники :
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:
• метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);
• метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
• метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
• метод трансформации (превращения).
В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным. Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка. Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки». «Кукла» : «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». «Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается».
1. Цвет. (Какого цвета игрушка)
2. Форма. (Какой она формы)
3. Мячи. (Какого размера игрушка) 4. Детали машины. (Назови ее детали.)
5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть)