Ирина Александрова
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников».
Подготовила: учитель-дефектолог Александрова И. В.
Цели:
1. Повышать педагогическую культуру родителей;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Познакомить родителей с приёмом мнемотехники, способствующему развитию памяти и внимания дошкольников;
3. Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Оборудование:
• Презентация, созданная в программе MS Power Point;
• компьютер;
Участники: родители и учитель-дефектолог.
1. Вступительное слово.
Тихо звучит музыка.
Добрый день, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников».
2. Теоретическая часть.
Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Особенно приемы мнемотехники актуальны в развитии памяти и внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Методика использования мнемотехники :
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассмотрим, как способ мнемотехники помогает в разучивание стихотворений.
Этапы работы над стихотворением:
• Взрослый выразительно читает стихотворение;
• сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
• читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Второе задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
3. Подведение итогов.
Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания родителей).
Итак, использование приёмов мнемотехники помогает развивать памать и внимание дошкольников с ЗПР, делает разучивание стихов и сказок весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
4. Рефлексия.
И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета.
1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
5. Минута благодарности.
Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие.
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.
Литература:
1. Большова Т. М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
3. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов.