Индира Магарамова
Семинар для воспитателей «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
Цель:
Выявление и уточнение наиболее интересных подходов в работе с художественной литературой;
Задачи:
Публикация «Семинар для воспитателей „Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;
развивать творчество педагогов.
Актуальность темы:
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте.
Воспитательное значение литературы заключается в том,что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно-эстетических норм.
Вступление:
Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.
Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.
Об этих педагогических средствах мы и поговорим сейчас.
Какие основные методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой вы знаете? (Ответы педагогов).
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста- возможно перестановка слов, их замена, толкование.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Использование ИКТ технологий
Какие литературные жанры вы знаете?
(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)
Какая самая главная задача при ознакомлении детей с худо-жественной литературой, на ваш взгляд? (Ответы педагогов.)
Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Помогать детям обяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей и иллюстрациями известных художников.
Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)
Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).
Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.
Какова схема построения занятия по ознакомлению с художе-ственной литературой?
1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения;
2 — основная часть — работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов;
3 — заключительная часть.
Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)
Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.
Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.
В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? (ответы педагогов)
Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.
При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
Когда лучше всего читать детям художественную литературу?
Художественную литературу лучше всего читать в свободное от занятий время? Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, напри-мер в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.
Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.
Заключение.
Закончить разговор хотелось бы словами героини повести-сказки И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин» :
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по- настоящему, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек — злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его — и увидишь, как все будет хорошо!