Гелунова Татьяна
Семинар для родителей «Службы ранней помощи «Игры для развития речи детей (раннего) дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей (раннего) дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать созданию атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
- Обучить родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать речь ребенка;
- Способствовать активизации речевого общения в семье с помощью художественной литературы
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Форма проведения: мини-лекция с презентацией.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационный дидактический материал.
Ход мероприятия:
Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу, на которой мы поговорим о речевом развитии детей.
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Речевое развитие, безусловно, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но, порой, загруженность домашними делами, работа, финансовые проблемы, решение семейных вопросов, не дают возможности уделять должного внимания детям. Бич нашего времени – гаджеты, которые есть практически в каждой семье. С их помощью дети смотрят мультфильмы, играют в игры…
Все это конечно хорошо, но только в меру, с учетом возрастных особенностей и ограничений по времени. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. К примеру, возьмем любимую всеми мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков, и пуговиц. Конечно, это быстро и удобно, но не эффективно для развития моторики.
Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Хотелось бы сказать несколько слов о самом важном. Любовь мамы и папы к своему драгоценному малышу не измерить ни морями, ни океанами. Она безгранична, но всегда рядом. Это самый главный ваш инструмент на пути к речи малыша. Отметим несколько основных пунктов.
1. Терпение. Не надо ждать от ребенка сразу много слов или предложений. Потерпите немного. Сначала звуки, потом слоги, позже слова, ну и наконец, предложения! Значит, не торопимся и не подгоняем малыша!
2. Принять ребенка таким, какой есть. И не сравнивать ни с кем! Занимайтесь своим любимым малышом и дайте проявиться его талантам.
3. Не критикуйте своего ребенка. Никогда, ни при каких обстоятельствах! Ребенок должен быть любимым своими мамой и папой!
4. Хвалите малыша. Восхищайтесь им. Какой он у вас молодец, какой умный и красивый, какой развитый и веселый, бесконечно талантливый и лучший для вас! Говорите ему об этом. Хвалите за каждую мелочь, восхищайтесь самыми простыми вещами. Ребенок все чувствует.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на два вопроса, которые имеют значение, и являются ключевыми в развитии речи детей дошкольного раннего возраста :
Как речь взрослого влияет на развитие речи детей?
- Речь взрослого – пример для подражания. Говорите с ребенком. Говорите много, не «сюсюкая» и не «ломая язык». Говорите, как со взрослым. Рассказывайте ребенку все – о лучиках солнца, о птичках, о том, что видите по дороге, во время прогулки, о том, что хотите сделать, о своих ощущениях и чувствах, о своей любви к нему и не только. Привыкайте с ним разговаривать, ваше с ним общение – основной тренажер для развития его речи.
Как книги помогают развивать речь у ребенка?
- Книги развивают речь ребенка.
Раньше книга считалась лучшим подарком. А что сейчас? Книги во многом обесценились. Не читают родители, и не читают дети. Просто не видят в этом смысла. А есть ли он – смысл чтения?
Может, действительно, книги не так уж и важны для развития ребенка, для его интеллекта и воображения?
Когда ребенку читают книгу, показывают иллюстрации, просят показать какие-то предметы, побуждают повторять вместе со взрослым последнее слово стихотворения и т. п. – все это отлично развивает речь ребенка.
- Но все это можно делать и без книги,- скажете ВЫ… Можно показывать реальные предметы в быту. А можно скачать приложение для планшета, или презентацию на компьютер, или мультик, где ребенок будет знакомиться с разными словами. Чем не развитие речи?
А знаете, какой главный стимул развития речи ребенка? Это общение. Самое обычное живое общение. Посади ребенка перед мультиками и не разговаривай с ним - получишь ребенка, повторяющего фразы из мультика, но не умеющего ответить на вопрос, не умеющего что-то просить, т. е. не умеющего общаться.
А маленький ребенок не может читать книгу один. Для него книга в первую очередь - это общение со взрослым человеком.
Именно поэтому книги в сотню раз лучше развивают речь ребенка, чем мультики и планшеты. Живое общение ничем не заменить. Это не значит, что нельзя подключать к развитию ребенка различные гаджеты и мультики. Просто они не должны доминировать.
Еще говорят, что книги развивают воображение.
Это действительно так, ведь когда мы читаем книгу, то в голове у нас всплывают образы прочитанного. Мы представляем себе главных героев, их эмоции, вместе с ними погружаемся в приключения.
Часто, когда дети берут уже готовые образы из мультфильмов, кино, игр, – это ограничивают их воображение, ведь у них в голове уже есть готовый образ героя из мультика.
Книги же дают больший простор для фантазии.
Книги развивают внимание и усидчивость. Только мало какой ребенок может безотрывно слушать как ему читают в течение часа, а вот мультики смотреть час, а то и больше – это запросто.
Тогда, может быть, мультики лучше развивают усидчивость?
Все дело в том, что мелькающие картинки, яркие звуки и мелодии просто гипнотизируют ребенка, и его непроизвольное внимание полностью направлено на мультик. Зачастую, после просмотра мультиков или фильмов, маленькие дети становятся перевозбужденными, неуправляемыми, закатывают истерики.
Наверное, каждому из вас знакома фраза «ребенок перевозбудился»? Эта фраза как раз про то, что дети не могут физиологически сами успокоиться.
Но с книгами такого не происходит. Почему? Книги больше развивают внимание произвольное, а это залог самоконтроля в будущем, умения целенаправленно обращать свое внимание на какой-то объект.
Выходит, что книги похожи на невкусное лекарство?
Вроде есть надо, но очень не хочется. А мультики как конфетки: вкусные, и можно за раз съесть целый мешок, - а потом не влезть в любимые джинсы.
Мультики и гаджеты и правда, как конфетки: хороши в меру! Тогда от них не будет негативных последствий.
А вот книги могут быть противным лекарством, а могут - и драгоценным подарком. Все зависит от родителей.
Как же подружить ребенка с книгой? Как превратить чтение в веселую игру?
Как читать книжки, чтобы это развивало речь ребенка?
1. Выбираем книгу. Какому жанру отдать предпочтение? Сказкам? Рассказам? Читайте все! Рассказики могут быть и повествовательные и описательные. Сказки тоже бывают разные - народные и авторские, о животных, на бытовые темы, волшебные. Выберите то, что Вам по вкусу! Но важно помнить при этом, что сложный текст детской книги подойдет не для каждого ребенка. Пусть это будут максимально простые произведения, со знакомыми героями.
2. Рассматриваем иллюстрации. Рисунки в первых книгах малыша должны быть простыми, яркими, крупными, без большого количества деталей. В плане развития речи такие картинки очень хороши тем, что можно по ним задавать малышу вопросы («Где у зайки ушки, носик, глазки?», «Какого цвета у собачки шерстка?», «Где мячик?»).
3. Оцениваем текст. Текста должно быть немного, и желательно, чтобы набран он был достаточно крупным шрифтом. Так ребенку интереснее будет водить пальчиком по словам — «читать». Это поможет развить у ребенка интерес к печатному слову и вызвать желание узнать, какой смысл, скрывается за этими маленькими картинками.
4. Добавьте эмоций! Многие мамы замечают, что малыш быстро утрачивает интерес к чтению, вырывает книгу из рук или перелистывает страничку. Отчасти причина может быть в том, что когда Вы читаете книгу, Вы не смотрите на малыша. Используйте чтение-рассказывание: листайте книгу, но не прочитывайте текст, а рассказывайте его, время от времени посматривая на ребенка!
Пользуйтесь разными средствами выразительности в речи : повышайте и понижайте голос, изменяйте его тембр, добавляйте междометия и звукоподражания. Это поможет дольше сохранить внимание ребенка, передать ему свои эмоции и чувства, научить его пользоваться средствами выразительности в речи, а возможно, и простимулирует появление первых слов!
Развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу с ребенком из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают