Светлана Пожидаева
Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.
Публикация «Консультация для родителей „Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т. д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики, также, как и их нарушения идут «параллельно».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра.
Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять названий…»? Ее можно поводить на любом лексическом материале (животные, птицы, одежда, мебель и т. д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.): стол-столик, стул – стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.
• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже): кукла-куклы- (нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …
• «Какой сок?» (образование относительных прилагательных): яблоко – яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк - …
• «Скажи наоборот» (использование антонимов): длинный-короткий, высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый - …
• «Назови детеныша» (волчица - волчонок, белка – бельчонок, овца – ягнёнок, медведица -)
2. Взрослый бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой другому члену семьи.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги, сандалии, тапочки… - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных): лисий, заячий, медвежья, беличья …
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и отбивает мяч от пола.
Пуговицы на кофте (стулья, цветы, книги, длинноногих страусов и т. п.).
«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт мяч.
Проворонила ворона вороненка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик». У ребенка мяч.
Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывает мяч над головой.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: взрослый произносит стихотворный текст.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
крыса-крыша
миска-мишка
марс-марш
сок-шок
споры-шпоры
сабля-цапля
лиса – лица и др.
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.
Стихотворений в сочетании с движением огромное количество. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях дома, и на прогулке, и во время различных игр.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т. к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст. Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений.
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища и др.).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. ООО - руки с напряжением в стороны, УУУ - руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ - указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР - руки перед собой двигаются кисти, ССС- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи - пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка. – разгибают пальцы, начиная с большого
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. н6
Вместе дружная семья. – сжать, разжать кулак
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.