Наталия Ерышева
Семинар для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов
«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности».
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.
Публикация «Семинар для педагогов „Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Изобразительная деятельность, и в частности рисование, — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.
Почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
При таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы. Работа по традиционной методике изобразительной деятельности заставляет глубоко задуматься над тем, способствует ли она развитию художественного творчества у дошкольников.
Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, необходимо обеспечить условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, необходимо выстроить систему работы с детьми по рисованию. При этом основной акцент сделать на использовании нетрадиционных способов рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстети-ческая среда в детском саду и группе, особое внимание необходимо уделить созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.
Учитывая, что на формирование образа влияют также художественное слово, музыка, можно обогатить содержание соответствующих уголков (зон, изготовить дидактические игры, пособия, которые можно использовать в предварительной работе. Необходимо подготовить серии репродукций с картин художников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве, мультимедийные презентации и др. Погружение детей в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволит прививать им чувство прекрасного.
Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом своё личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности и процессе наблюдения, общения, исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми можно выделить в отдельное направление в системе своей работы, определив их как формы предварительной работы. При этом важно поставить каждого ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему.
Кроме того, можно использовать такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картине. При этом уделять внимание тому, чтобы вызвать у детей эмоциональным отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин также будет способствовать формированию образов в сознании детей. Они будут возникать благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в основе творческой деятельности.
Созданию образов помогает использование дидактических игр, игровых заданий, игр-драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явления, не надо ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен выражать их собственное переживание. Образы должны быть индивидуальными. Необходимо обращать внимание детей на органичную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.
В ходе практической изобразительной деятельности не стремитесь навязывать способы передачи образа. Давайте возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом можно столкнуться с тем, что детям сложно выбрать индивидуальный способ изображения, который может удачно отразить задуманный образ. Может возникнуть проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получил другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, можно упражнять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта, знакомить
юных художников с различными средствами выразительности и возможностями
их использования. Особое значение придавать освоению детьми культуры цвета, так как он — наиболее выразительное средство в живописи. Поэтому в самом начале работы применять игровые задания, специально вводящие ребенка в мир красок. Обращать внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражнений можно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереотипов. Основой таких упражнений может быть рассматривание на прогулках объектов природы, в процессе которого дети открывают многоцветность реального мира.
Кроме того, необходимо подводить детей к использованию таких выразительных средств, как линия, форма, композиционное расположение при создании рисунка. На занятиях в процессе занимательных упражнений необходимо наглядно знакомить детей с различным характером линий, располагать фигуры на листе несколькими способами, осваивать значение ритма, создавать свои элементарные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомлению с выразительными средствами изображения подводит дошкольников к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выражения своих замыслов, своего отношения к изображаемому.
Большую роль в создании неповторимых образов детьми играет использование нетрадиционных средств и способов рисования. Знакомство с ними может происходить в процессе решения проблемных ситуаций, совместной деятельности, на специальных занятиях по рисованию, где дети изучают изобразительные материалы и инструменты, пробуют с ними экспериментировать, у детей возникает естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах рисования. В дальнейшем дети в свободной деятельности могут пользоваться данными материалами при изображении различных объектов.
По мере освоения все новых и новых способов дошкольники будут открывать для себя, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. В последующей работе можно предлагать детям творческие задания. При этом каждый ребенок будет самостоятельно отбирать для рисования все необходимое в соответствии со своим замыслом.
В процессе работы можно придерживаться определенной структуры НОД по ИЗО.
Первый этап — начало НОД. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе. Педагог должен помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант. Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно умение выразительно описать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому. При этом всегда необходимо помнить, что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности : нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, избегать всякой категоричности, понимать, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Именно поэтому прямую оценку заменять похвалой, поддержкой, обсуждением. Учить детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении. Следует отметить, что каждая выставка детских работ должна привлекать внимание родителей, которые не когда не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев.
При планомерной методически грамотной организации изобразительной деятельности дошкольников, дети постепенно научатся воплощать отношение к изображаемому в творческой практике освоенными средствами и способами изображения, которые будут отличаются индивидуальностью и неповторимостью образов.