Надежда Крылова
«Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для старших воспитателей на тему:
«Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда и конструирования». Часть III.
6. Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Публикация «„Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается и сам ребенок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании, такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Использование образцов - это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладевать обобщенным способом анализа - умением определить в любом месте основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.
Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, рекомендуется применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф. В. Изотова, определенную конструкцию из строительного материала: в ней отсутствуют некоторые необходимые детали, которые следует заменить имеющимися (Давидчук А. Н.) ,а так же предлагать детям задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (Ф. Фребель).
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели (Н. А. Миренова, А. Р. Лурия) заключается в следующем, детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная потной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
И как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело, подобрав и использовав те и другие детали.
Для более эффективного использования моделей в конструировании, как, оказалось, следует предложить детям с начала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели, на основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т. д.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, оказывает положительное влияние не только на развитее конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.
Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков, способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которых, как правило, подчеркивают ее практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами - на основе установления такой зависимости - определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.
Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (Н. Н. Поддъяков, А. Н. Давидчук, J1. А. Парамонова). Однако для этого дети должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.
Даная форма традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако она может использоваться и в других его видах (конструировании из деталей конструкторов, из природного материала и т. д.) в целях развития творчества.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам разработано С. Леоном Лоренсо и В. В. Холмовской. Первоначально необходимо обучить детей построению простых схем- чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.
Все дети испытывают, как правило, трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (детали строительного материала). Для их преодоления были специально разработаны шаблоны, которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежи, отражающих их конструктивные замыслы.
В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образцу и по условиям, иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, но лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит т уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок и т. п.).
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения). Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру к конструированию по замыслу - стой лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний, умений, а также переключение детей на новую тематику в случае застревания на одной и той же теме.
Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В ДОУ редко используется каркасное конструирование и только конструктор «Квадро», позволяет реализовать в педагогической практике идею каркасного конструирования. Частично идея каркасного конструирования была реализована (Л. А. Парамоновой, Г. В. Урадовских) путем предъявления детям задач на достраивание заданной основы будущей конструкции. Однако, как оказалось, по мере развития воображения дети начинали использовать заданную конфигурацию не только как основу, но и как элемент своей конструкции.
Таким образом, выявленная специфика разных форм организации обучения конструированию позволяет наполнить их новым содержанием и использовать во взаимосвязи с целью формирования деятельности творческого характера.