наталья наследова
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер деятельности детей зависит от содержания произведения. Драматизировать – значит разыграть в лицах, какое – либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры его персонажей. Но в сказке игровые действия не даны в готовом виде. Их надо воплотить в каких - то движениях, мимике, интонациях. Об этом в тексте нет указаний. Сказка подсказывает, что надо делать: идти, плакать, говорить определенные слова. Но, чтобы создать образ не просто зайца или петуха, а обиженного, беспомощного зайца, храброго петуха («Лиса, заяц и петух») требуется выдумка, инициатива. Ребёнку нужно вообразить себя на месте данного персонажа, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. В своей работе педагог должен поставить себе задачу: развивать у детей творческие способности, инициативу для возможно лучшего выполнения взятой на себя роли в игре – драматизации. В активном стремлении детей к возможно более качественному исполнению игровых действий заключается значение игры - драматизации. Посильные для их возраста достижения приносят детям большую радость. Они испытывают, как говорил А. С. Макаренко «Эстетическую радость» или радость творчества. Дети приближаются к деятельности художественной, тем более что в основе её лежит искусство слова – художественная литература.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Началом к подготовке обучению детей игре – драматизации могут послужить игры – хороводы: «Заинька», «Мы на луг ходили», «Огород». Дети очень любят эти игры и с большой охотой принимают в них участие. Затем детям можно предложить инсценировать несколько стихотворений А. Барто: «Наша Таня», «Мишка», «Бычок». Здесь могут возникнуть затруднения. Мимика у детей часто не соответствует данной ситуации и содержанию произносимых слов. Действия и движения детей, их речь не передают чувств, настроений, выраженных в словах. Для большинства детей драматизация в первоначальных вариантах не приобретает характера художественной деятельности даже в элементарном её выражении. Драматизация - деятельность, требующая необходимых для выполнения её способностей, умений и навыков.
Вот как раз здесь и надо работать над речевыми и двигательными умениями детей.
Учить ясно, отчётливо говорить, регулировать силу и высоту голоса. В комплекс утренней гимнастики включать ходьбу, прыжки, шаги имитирующие движения различных животных, что помогает ловко и уверенно действовать во время игр. Рассказывая сказки, использовать настольный театр. Детям предлагать рассказывать сказки с помощью пальчикового театра. После такой работы качество исполнения ролей детьми непременно повысится.
Для детей младшего возраста – драматизация сказки «Репка», разыгрывание с помощью игрушек сюжеты стихов А. Барто «Лошадка», С. Маршака «Мяч» и др.
Средний возраст – русские народные сказки «Теремок», «Маша и медведь» и др.
Для того чтобы достичь положительных результатов надо увлечь детей. Одно из важных условий успешной драматизации – это полноценность и глубина восприятия детьми литературного произведения. Читая любое литературное произведение, воспитатель должен обращать внимание на то, как дети его слушают (внимательно или нет). Не внимательные дети не хотят принимать участие в драматизациях. Необходимо этих детей заинтересовывать другими путями. Например, говорить детям, что это произведение будем показывать вашим мамам и папам или пригласил в гости малышей и покажем какие мы «артисты». Ещё надо стремиться к тому, чтобы образ выраженный словом, подкреплялся аналогичными зрительными впечатлениями, т. е. прочитав произведение показывать иллюстрации в книгах, картинах, вместе с детьми вспоминать мультипликационные фильмы, рассматривая иллюстрации, обращать внимание на то, что художник наделяет героев человеческими чертами характера. Дети начинают отмечать эмоциональное состояние героев, их характер.
В старшем возрасте в играх – драматизациях начинают принимать участие почти все дети. Но нельзя забывать, что способности у всех разные. В силу накопленного опыта некоторые дети уже способны выделить лучшее в исполнении ролей другими участниками игры и усваивают их приёмы путём подражания. Например, Таня хорошо исполняла роль лисы. Лена и Настя переняли у неё мимику и интонацию речи. Серёжа удачно исполнял роль волка, медведя, а Андрей и Коля старались его скопировать.
Но в этом пути мы найдем и свою отрицательную сторону: он снизил самостоятельность этих детей. Дети научились только копировать то хорошее, чего достигал другой ребенок. Встает вопрос о воспитании и у этих детей самостоятельности, инициативы, что привело бы к развитию творческих способностей, вызвало бы стремление вносить в свою деятельность личное, индивидуальное, отличное от других. Когда у детей появится уверенность в своих силах при выполнении задания, у них обязательно возникнут свои никем не подсказанные замыслы.
В старшем возрасте – драматизация русских народных сказок «Кот, петух, и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», инсценирование стихотворения Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата». При показе инсценировок для малышей дети обычно очень стараются.
Для достижения хорошей постановки сказки, перед тем, как приступить к драматизации необходимо провести с детьми чтение – рассказывание сказки по ролям. Дети выразительно произносят текст, учатся вовремя вступать со своей репликой.
Игры – драматизации можно проводить с двойным, тройным составом участников. Это способствует активизации детей. Дети прилагают свои усилия, чтобы исполнить роль лучше. Уже к старшей группе они научились мотивировать своё отношение к герою, его поведению. Дети уже самостоятельно разыгрывают сценки. Летом на веранде можно показывать различные драматизации детям других групп. В таких случаях ребята работают особенно старательно. Для большей заинтересованности вместе с детьми можно изготавливать декорации к сказкам, шапочки, а так же не забывать привлекать и родителей к помощи по изготовлению костюмов. И особое внимание уделять музыке. Ведь ни для кого не секрет, что музыкальное сопровождение всегда придает сказке особую живость, что в сою очередь приносит радость детям.
Удачи Вам уважаемые коллеги, в организации игр – драматизаций.